Стук в рулевой рейке: ищем причину, разбираемся с последствиями

Вопросы разобранные в статье

Несколько слов о рулевой рейке

В современных реечных механизмах используются два основных компонента: стойка и шестерня. Деталь, благодаря такой простой конструкции, отличается продолжительным сроком службы, при этом способна исправно выполнять свои функции на протяжение более 100 тысяч километров. Тем не менее, выход из строя возможен, и тогда вам придется осуществлять ремонт.

Принцип работы этого устройства также довольно прост. При повороте руля рейка начинает перемещаться в заданную сторону, что приводит в движение тяги, а также обеспечивает поворот колес. Рекомендуется сразу же при обнаружении стука произвести диагностику, так как этот компонент отвечает за управление транспортным средством.

Устройство рулевых реек

Нужно понять, что рулевое управление современных машин – это комплекс многочисленных отдельных узлов, деталей и механизмов. Совершенно разные неисправности способны вызывать шум, стук или скрип. Он может исходить как от наконечника рулевой тяги, так и от другой детали вплоть до рулевого колеса. В мировом автомобилестроении сегодня используются три наиболее популярных вида устройства рулевого управления.

  • Винтовой — устройство и работа его напоминают механизм «гайка-винт». Но КПД винтового руля очень низок, соотношение передаточных чисел самое высокое среди подобных устройств. Его использовали в ранее выпускавшихся машинах. Среди многочисленных недостатков самый главный – большое усилие на рулевом колесе.
  • Червячный – вращается менее туго. При этом механизм позволяет поворачивать колеса на достаточно большой угол. Поэтому и автомобиль получает неплохую маневренность. Ударные нагрузки для червячной пары не сильно опасны. По словам бывалых автолюбителей, на плохой дороге с выбоинами в таких авто руль не вырывается из рук. Однако есть и минусы – низкая надежность, червячный механизм требует периодического обслуживания.
  • Реечный рулевой механизм —наиболее новый и самый применяемый в современных автомобилях. По устройству это рейка и шестерня. При очень простой конструкции КПД данного механизма самый высокий. Значительных минусов нет. Но любое устройство, испытывающее разнонаправленные нагрузки, нуждается в периодическом уходе. В том числе и реечная рулевая рейка.

В комплексе с рулевым колесом работает усилитель. Также применяется сегодня несколько типов таких устройств:

  • Гидравлический, называемый механиками ГУР, отличается простотой и малыми габаритами. Применялся очень широко до недавних пор, поэтому сейчас 70 % автопарка в мире оснащены как раз таким усилителем. Нужно во время периодического техобслуживания проверять уровень гидравлической жидкости в бачке. Но, по опыту, больших проблем с эксплуатацией у них нет. Скорее порвется ремень привода, чем сломается ГУР.
  • Электрический усилитель – новейший и прогрессивный механизм. Устанавливается на все современные автомобили. Главное достоинство – простота обслуживания, отсутствие настроек и регулировок. Кроме того, механизм отличает высокая надежность и экономичность в расходе горючего по сравнению с гидравлическим.

Признаки неисправности рулевой рейки

Кратко об устройстве механизма

Элемент представляет собой цилиндрический корпус, куда помещены следующие детали:

  • сама зубчатая рейка, движущаяся внутри втулок;
  • ведущий вал с косозубой шестеренкой, вращающийся на 2 подшипниках (соединяется с рулевой колонкой);
  • 2 тяги, подключенные к концам реечного механизма и поворотным кулакам ступиц;
  • система упоров и пружин, ограничивающих ход рейки и выбирающих люфты шестеренчатой передачи;
  • резиновые чехлы (пыльники) в виде круглых «гармошек», защищающие картер механизма от попадания грязи;
  • корпус элемента наполнен жидкой смазкой.

Таково устройство обычной механической и так называемой электрической рейки, действующей в паре с электроусилителем руля (ЭУР). Если автомобиль оснащен гидравлическим усилителем (ГУР), то конструкция механизма дополнена цилиндрами и поршнями, помогающими двигать зубчатую планку в ту или иную сторону.

Элемент работает по простому принципу: при вращении руля ведущий вал посредством шестерни двигает рейку в необходимом направлении. Концы детали, связанные с тягами, заставляют поворачиваться передние колеса. ГУР либо ЭУР реагирует на движение руля и «подталкивает» реечный механизм в нужную сторону, снимая физическую нагрузку с водителя.

Подробнее о конструкции

Рулевая рейка состоит из следующих элементов:

  • Картер, он же защитный алюминиевый корпус;
  • Червяк или шестерня, которая вращается при движении рулевой колонкой, с которой соединена подшипником;
  • Зубчатый участок, сцепленный с шестерней при помощи нескольких пружин;
  • Ограничитель амплитуды движения, состоящий из силового манжета и втулки рулевой тяги по разные стороны друг от друга;
  • Уплотнители, гидробарьерные кольца, опорные втулки и прочие детали, входящие в ремкомплект.

Вся конструкция выполнена из алюминия и высокопрочной стали. Ломаться, казалось бы, нечему. Попробуем разобраться в этом утверждении.

Конструкция рулевой рейки

Рулевые рейки разных видов имеют и конструкцию различную. Выделают рейки таких типов:

  • механическая;
  • гидравлическая;
  • электрическая.

Важно учитывать вид соединения стойки с колесной базой (переднеприводный, заднеприводный).

Механическая конструкция состоит из:

  • зубчатой рейки;
  • шестерни;
  • вала;
  • рулевого механизма;
  • наконечников.

Во время вращения «баранки» на шестерню от вала передается усилие, приводящее в движение рейку. Зубчатая рейка преобразовывает вращательное движение в поступательное и передает его на колеса.

В механической конструкции зубчики меняют свой шаг от центра к краям, в результате чего управлять рулем на высокой скорости становится тяжелее, маневренность автомобиля снижается. На современные авто, которые отличаются безопасностью даже при высоких скоростях, ставят гидравлические и электрические механизмы.

Гидравлическая рейка крепится к кузову или к двигателю – если расположена в верхней части. Если рейка находится в нижней части, она может крепиться на подрамник, балку или кузов. Отличает ее от механической конструкции наличие гидроусилителя, облегчающего повороты руля при маневрах на высокой скорости.

Электрическая рейка отличается наличием электромотора, расположенного в левой части узла рулевого управления автомобилем. Электрическая модель отличается более высоким коэффициентом полезного действия по сравнению с гидравлическим аналогом. Ее функциональность не зависит от условий внешней среды. В ей конструкции нет сальников, прокладок и шлангов, требующих постоянной замены из-за износа. Не нужно постоянно обновлять смазку, как у механики, которая то и дело ломается из-за нехватки смазочных материалов.

Принцип работы рулевой рейки

Простыми словами — это устройство, соединяющее колеса с рулем. Водитель крутит руль и через рулевой вал усилие передается на шестерню, которая вращает зубчатый вал и двигает рулевые тяги, а они поворачивают колеса.

Типы рулевых реек

В современных автомобилях встречается три вида рулевых реек:

  • электрические;
  • механические;
  • гидравлические.

Рулевая рейка механического типа имеет нехитрое устройство. На конце рулевой колонки находится зубчатый механизм, взаимосвязанный с зубчатой рейкой, которая, в свою очередь, сообщается с рулевым приводом.

Гидравлическая рулевая рейка реализована в большинстве современных легковушек. Гидроусилитель руля (ГУР) увеличивает отдачу от усилия, прилагаемого водителем, и тем самым обеспечивает легкое и удобное управление автомобилем.

Электрическая рулевая рейка также повышает отдачу от усилий водителя, но для этого она использует не гидроусилитель, а электромотор.

В разных моделях автомобилей рулевая рейка может располагаться по-разному. При верхнем расположении рейки она крепится к кузову и находится сзади двигателя, при нижнем – крепится снизу к кузову, подрамнику или балке.

Разбираемся с выбором

Перед тем купить новую рейку стоит спросить у мастеров, подлежит ли ремонту старая. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что не всегда основная рабочая часть рейки может быть повреждена. Возможно, причина неполадок кроется в пыльнике, ремкомплекте и потребности в регулировке. Если же покупки не избежать, руководствуйтесь следующим:

  • VIN-код. Так вы найдете оригинал и близкие к нему аналоги, которые однозначно подойдут к вашему автомобилю;
  • Код старой рейки. Почему бы не купить идентичную запчасть?
  • Технические характеристики автомобиля. Так, например, менеджером магазина будут учтены габаритные размеры, сторона руля, расположение передаточного узла, вид усилителя и прочие характеристики детали.

Отдельного упоминания стоят б/у и восстановленные рейки. С учетом высокой стоимости детали для новой иномарки, многие автовладельцы покупают неновую рейку. С учетом живучести конструкции, даже б/у может прослужить ему очень долго. Правда, гарантировать это не может никто. Даже если покупателю дают гарантию, он играет в лотерею. Надежнее купить новую запчасть.

Рулевая рейка

Вместе с покупкой рейки придется взять и новые пыльники, если они в комплектацию не входили. Если нет, то придется искать хомута, пыльники и смазочный материал. Без всего этого даже новая рулевая рейка не сможет отъездить обещанные производителем километры.

Разбираемся с брендами

Как и всегда, мы можем смело порекомендовать OEM-запчасти, то есть оригиналы. Их качество всегда на высоте, ведь оно контролируется не только на заводе-производителе, но и второй раз уже автоконцерном.

Впрочем, близки к оригиналу рейки следующих брендов: Bosch, TRW, Spidan (Германия), General Ricambi (Италия). Многие специалисты советуют устанавливать именно их, если ваша старая рейка поломалась.

Достаточно популярны Profit (Чехия) и крупная компания JP Group (Дания). Номенклатура производимых ими запчастей просто огромна. Конечно, в нее попадают и рейки. Как бюджетное решение они очень хороши – в отличие от , указываемый производителем ресурс этих реек правдоподобен.

Также нельзя не упомянуть производителей сальников. Лучшие из них производят Spidan, Febi, Lemförder (Германия), Sasic (Франция). Из бюджетных стоит отметить все тот же JP Group (Дания) и Pascal, Maxgear (Польша).

Как устроена рулевая колонка в автомобиле

Среди основных деталей можно выделить монтажную втулку, кожух, верхний корпус. Также в конструкции имеется корпус для монтажа подрулевых переключателей, корпус замка зажигания, рулевой вал, контактная группа и крепежные детали. В некоторых моделях автомобилей в конструкции также имеется крестовина, кронштейны для монтажа рулевого вала, а также подшипник.

В основе любой рулевой колонки лежит вал, находящийся в кожухе. Его функция – передать вращение руля на механизм, ответственный за поворот колес. Рулевые валы изготавливаются из качественных сталей, а это значит, что они имеют достаточно длительные сроки эксплуатации.

стук в рулевой колонке тойота

Стук в рулевой колонке – причины и поиск неисправности

Прежде чем приступить к поиску причин дискомфорта в управлении машиной, следует понять, что стук может появиться лишь там, где в исправном состоянии детали должны тесно прилегать друг к другу, но по каким-то причинам плотное соединение утрачено.

Из этого следует, что к возможным поломкам может относиться:

  • износ или выход из строя подшипника, установленного в кронштейне рулевой колонки;
  • поломка игольчатых подшипников крестовины вала;
  • ослабление плотности болтовых соединений кронштейна и вилок крестовины с валом.

На первом этапе проверки следует проверить прочность всех соединений визуально, а также попытаться определить люфт руками. Во время визуального осмотра можно определить неисправность подшипников и соединений. Следует обжать все соединения, если они прослаблены и попробовать (протестировать) автомобиль в движении. Если признаки неисправности не прошли, следует приступить к разборке рулевого управления.

Ремонт начинается с разборки рулевой колонки

Хотя сама по себе рулевая колонка конструктивно не представляет сложности, однако, для того, чтобы её полностью разобрать придётся изрядно повозиться.

Для начала следует освободить от пластиковой обшивки блок подрулевого управления. Рулевое колесо снимается достаточно просто.

После снятия центральной клавиши звукового сигнала или защитной пластины, станет видна гайка, отвинтив которую, можно снять и руль, установленный на вал с помощью шлицевого соединения.

Далее следует открутить болты кронштейна рулевой колонки и обжимной скобы на шестерне рулевого механизма. Снятию рулевой колонки будет препятствовать пыльник на границе салона и моторного отсека, который также очень быстро снимается.

После того, как рулевая колонка оказывается в руках, можно очень быстро найти поломку, ведь становится доступным для диагностики подшипник кронштейна, и крестовины.

Следует учитывать, что стук в движении может происходить не только от деталей рулевой колонки, но также, благодаря неисправностям рулевого механизма.

Так может быть при ослаблении сцепления червячно-роликового узла или шестерни с рейкой. Подобные неполадки устраняется регулировкой силы прижатия элементов.

Непосредственно ремонт рулевой колонки заключается в замене вышедших из строя деталей новыми. После проведенных манипуляций по регулировке или замене, рулевая колонка собирается в обратной последовательности.

Звуки из салона

В современных автомобилях руль не только нужен для поворота автомобиля. На нем нередко расположены органы управления некоторыми устройствами от переключения передач до включения фар или регулировки аудиосистемы. Поэтому у водителя возникает закономерное беспокойство, когда появляются щелчки в рулевой колонке при повороте руля. Характерно, что звук при этом идет изнутри салона из района кнопки звукового сигнала.

Паниковать в таком случае не надо. Для начала стоит проверить правильность установки и состояние пластиковой облицовки колонки. Не исключается вариант деформации пластика.  Распространенная причина такого явления – неисправность отдельных элементов подрулевого переключателя, которые такие звуки издают. Можно проверить качество и крепление пластика, а неисправный переключатель заменить. Часто этого хватает, чтобы при повороте руля щелчка в рулевой колонке не было слышно.

Иногда в передней части салона при повороте руля раздаются скрипы, похожие на шарканье. Их источник скрывается под кнопкой звукового сигнала сверху колонки. При этом загорается сигнал проблемы с подушкой безопасности в руле, не работают кнопки круиз – контроля.

Это означает, что неработоспособен шлейф рулевой колонки под подушкой безопасности. Он снабжает электропитанием механизм этой подушки, звуковой сигнал и некоторые другие приборы автомобиля. Он попросту может оказаться серьезно поврежденным. Некоторые автомобилисты пробуют устранять такие неисправности собственными силами. Это не дает никаких гарантий надежной работы шлейфа. С учетом того, что это устройство влияет на безопасность, лучше выполнять замену шлейфа рулевой колонки опытным работникам автосервиса.

Стук руля при движении авто: распространенные причины

Стук руля при движении авто

Водители-новички большее внимание уделяют дорожной обстановке, к поведению же машины во время движения прислушиваются уже во вторую очередь. Привычка одновременно чувствовать и дорогу, и автомобиль приходит с опытом. Это очень важный навык, позволяющий выявить вероятную неисправность на самой ранней стадии, благодаря чему не только существенно снижается стоимость ремонта, но также обеспечивается лучшая безопасность.

Любой современный автомобиль – это множество узлов и механизмов, каждый из которых может стать источником проблем. Часть этих механизмов ответственна за безопасность передвижения, поэтому контролировать исправность данных узлов необходимо в первую очередь. К таковым относится и рулевой механизм.

Большая часть автомобильных неисправностей проявляет себя различными посторонними шумами, стуками и другими звуками. По этим звукам опытные автовладельцы могут обнаружить источник проблемы.

Неисправности рулевого механизма также сопровождаются посторонним звуками. В основном, это стуки при повороте руля влево в движении либо вправо, либо в обе стороны. Однако стоит отметить, что подобный симптом может сигнализировать и о проблеме с другим узлом, находящимся по соседству с рулевым механизмом.

Стук руля может возникнуть в автомобиле абсолютно любой марки и модели – от старых советских ВАЗов до последних модификаций иномарок.

Прежде всего, следует выявить характер стука. Звонкий отчетливый звук может свидетельствовать об ударе двух металлических элементов друг о друга. Более приглушенный стук, скорее всего, будет связан с ударами металла о пластик. Кроме того, нужно обратить внимание на то, откуда звук доносится. Это поможет сократить область поиска неисправности.

1. Стук в руль на неровностях при прямолинейном движении

Стук в руле на неровностях при прямолинейном движении

Иногда стук возникает при движении по неровной дороге. Причиной могут являться изношенные подшипники вала находящейся внутри салона рулевой колонки. В результате имеет место радиальный люфт вала, сопровождающийся данным стуком. Если износилось уплотнительное или стопорное кольцо, это может привести также к осевому люфту. Отчасти это решается недорогим ремонтом колонки благодаря предусмотренной поставке необходимых запчастей.

Вместе с заменой неисправных элементов специалисты меняют и сопутствующие элементы и детали, которые могут быть исправными, но в скором времени, вероятно, снова потребуют ремонта всего узла по причине выхода их из строя во время движения.

Часть моделей автомобилей имеет неразборную колонку без возможности восстановления. В таком случае колонка меняется целиком.

2. Стук при повороте руля на месте или в движении

Прежде всего, стоит проверить давление в шинах – по-разному накаченные колеса могут также являться причиной стука при движении авто. Далее осмотрите крепление пластиковых подкрылок. Вероятно, один или несколько крепежных саморезов вырвались, из-за чего подкрылок при повороте задевает колесо и издает соответствующий стук. Устраняется неисправность легко. Необходимо лишь заменить вырвавшиеся крепежные элементы новыми.

Наибольшую опасность представляют неисправности, сопровождаемые стуком непосредственно рулевого механизма при повороте руля. Звук может быть локализован ближе к подвеске, колесам или рулю. Разберем причины его возникновения, начиная с наиболее распространенных.

3. Шарниры равных угловых скоростей

Шарниры равных угловых скоростей

Стук при вывернутом руле в движении обычно связан с работой наружного ШРУСа, который начинает скрипеть или в некоторых случаях ударяться о колесо. Соответственно, при повороте влево хруст или стук будет возникать в правом ШРУСе, а при повороте вправо – в левом.

Внутренние же шарниры, как правило, издают скрип или стук при скоростном движении по неровностям. На повороты руля они никак не реагируют. Поэтому если поворот или резкое ускорение машины сопровождается стуком, вероятнее всего, замене подлежит внешний шарнир. Но перед заменой его стоит внимательно осмотреть. При небольшом износе или при отсутствии такового ШРУС достаточно обработать соответствующей смазкой.

4. Рулевые наконечники и рулевые тяги

Рулевые наконечники и рулевые тяги

Как наконечники, так и тяги в рулевой системе со временем изнашиваются, давая люфт. В результате во время поворота машины при движении появляются скрипы и стуки.

Чтобы проверить состояние деталей, приподнимите машину на домкрате со стороны, откуда доносятся звуки и снимите колесо. Затем попробуйте расшатать тяги и наконечники, проверяя, таким образом, возможный люфт. Зачастую внутри наконечника накапливается грязь и вода из-за порванного пыльника, поэтому и возникает стук.

Иногда отчетливый металлический стук при повороте руля в неподвижной машине или в процессе езды появляется из-за того, что автовладелец забыл закрепить рулевую тягу с наконечником после проведения сход-развала. В этом можно удостовериться, пошатав руками колесо влево и вправо. Если колесо шатается, издавая характерный звук, проблема именно в незатянутой крепежной гайке.

Нестандартные причины стука руля при движении

Стук могут создавать не только подвеска и рулевое управление. Под действием толчков и резких торможений автомобиля плохо закрепленные узлы и механизмы смещаются. Происходит удар двух металлических поверхностей друг о друга, неизбежно сопровождающийся звякающими звуками.

  • Одиночный глухой стук во время начала движения.

    Следует проверить подушки двигателя или КПП, а также карданный вал сцепления. Возможно, двигатель при трогании с места наклонился, ударившись о лонжерон.

  • Брякающий звук во время движения по неровной дороге и на поворотах.

    Проверьте, стучит ли руль при торможении. Доносящийся стук будет говорить об износе направляющих тормозного суппорта.

  • Нерегулярные удары, ощущаемые в основном на малых скоростях при поворотах.

    В случае переднего привода автомобиля неисправен дифференциал.

Иногда стук на повороте возникает по причине нестандартных ситуаций, трудно поддающихся диагностике. К примеру, был случай попадания на подрамник и застревания небольшого камня в процессе движения автомобиля. Когда автомобиль поворачивал, детали рулевого привода естественным образом смещались, наезжая на этот камень. При выравнивании колес детали рулевого механизма занимали свое изначальное положение и при этом соскакивали с камня с характерным звуком удара. Проблему в итоге решили, удалив камень с подрамника.

В других случаях при поворотах или прямолинейном движении стучит в подвеске сам подрамник. Это происходит из-за ослабления болта, который для устранения стука необходимо затянуть.

Стучит рулевая рейка. Почему и что делать?

После езды по нашим дорогам, подвеска автомобиля начинает рассыпаться, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Но это факт! Проявляется очень много стуков, которые могут быть вызваны десятками причин. Но пожалуй, самый неприятный, это когда стучит рулевая рейка. Проявляется на мелких и крупных кочках, а также при движении по щебню (мелкой гальке). При езде по ровной дороге, сутки отсутствуют. ТО есть если подвести итог — могут проявляться почти всегда. Но важно отметить, что при поворотах могут быть слышны, особенно сильно. Сегодня будем разбираться — почему такое происходит и что собственно делать …

Многие пугаются при одном только слове рулевая рейка, хотя строение последней не такое сложное, как кажется на самом деле. Для понимания нам нужно вспомнить строение.

Строение рулевой рейки

Постараюсь рассказать простым и доступным языком, что говорится для общего понимания, поэтому немного утрирую.

  • Корпус рулевой рейки, если можно выразиться — это длинная труба.
  • Основной вал с нарезанными зубьями
  • Вал с червячной шестерней
  • Две рулевых тяги с наконечниками по бокам
  • Направляющие втулки
  • Сальники
  • Пыльники

Специально взял упрощенное изображение, чтобы вам понять, что и где находится.

Принцип работы простой – вы крутите руль, через червячный вал, переходит усилие на основной вал, он начинает ходить вправо или влево в зависимости от того куда вы крутите рулевое колесо. Для того чтобы основной вал не «люфтил» внутри, он прижимается специальными направляющими, которые делаются из прочного полимера.

Почему появляется стук?

Здесь есть несколько причин, я бы сказал всего три, теперь более подробно:

  • Износ полимерных направляющих. Это самая распространенная причина. Простыми словами, изнашиваются втулки, по которым ходит основной вал. Он начинает вибрировать и появляется стук. Кстати с валом могут изнашиваться и сальники, которые держат давление внутри рейки. Поэтому «рулевая» может течь.
  • Износ шаровых наконечников. Иногда стучат наконечники, а не сама рейка, для начала нужно проверить их. Поэтому если нет подтеков, то возможно стук проявляется от шаровых наконечников.
  • Износ зубьев валов, как основного, так и червячного. Происходит это крайне редко, потому как износ происходит только от попадания грязи, песка, пыли внутрь. А если такое произошло, это говорит о том — что сальники, втулки и т.д. — имеют просто огромную выработку. Однако в моей практике было такое, когда заменили весь ремкомплект, а стуки остались, особенно сильно происходило при повороте руля. После разбора выяснилось, что изношены оба вала. Но стоит отметить, что скорее всего, по неровностям, стучать не будет, либо очень не сильно.

Можно ли подтянуть?

Про это у меня уже есть подробная статья, да при стуках — можно подтянуть. Все дело в том, что у средней втулки, есть специальная гайка. Которая, позволяет немного подтянуть вал. Берем специальный ключ и подтягиваем. Таким образом, изношенная втулка плотнее прижмется к валу и уберет «люфт». Однако тут стоит ловить грань, нельзя очень сильно затягивать эту гайку, иначе руль будет очень сложно вращать, либо он может вообще заблокироваться.

Однако даже при максимальной «подтяжке», через какое время рейка все равно может стучать. Тут уже ничего не сделать, нужен ремонт.

Почему рейка выходит из строя, основные причины

Конечно же здесь, есть также два основных пункта. Однако один банальный, а вот второй вполне себе серьезный:

  • Это механическое воздействие. На наших дорогах легко залететь в яму, конечно большую часть удара на себя возьмут стойки. Но некоторая часть энергии пройдет до «рулевой». Гасят такие удары именно полимерные втулки, именно от ударов они могут немного деформироваться. Вот вам и стук.
  • Износ пыльников. Это самая частая причина выхода из строя. Что делают пыльники — они сохраняют герметичное пространство внутри. Не давая попадать внутрь – грязи, пыли, влаги. Если он рвется, все это легко проникает на основной вал. Начинается коррозия, ржавчина, поверхность ставится шероховатой. Она работает как наждачная бумага, стирая сальники и втулки. Скажу так, уже после небольшого пробега в 500 – 700 километров, после прорыва пыльника, рейка может застучать.

Что делать?

Можно поменять агрегат полностью, то есть купить новый. Однако стоимость зачастую просто зашкаливает, купить аналог не всегда выгодно, он может оказаться китайского качества – а это просто выброшенные деньги на ветер. Через год рейка опять потечет или застучит.

Можно попробовать ее отремонтировать. Это реальный выход, если обратиться к нормальному мастеру, то после ремонта она может прослужить долгие тысячи километров, можете почитать вот этот полезный материал.В любом случае если рейка застучала, ее нужно либо менять, либо ремонтировать. Ведь в совсем запущенных случаях ее просто может заклинить, что не безопасно.

Сейчас полезное видео, смотрим.

Признаки неисправности рулевой рейки

Случаи поломки рулевой рейки на основе гидроусилителя часто касаются как раз гидравлической части. Выход из строя гидравлической рулевой рейки будет проявляться такими симптомами:

  • Возрастание усилия, необходимого для поворота руля. Это также называют тяжелым рулем. То есть если в нормальном состоянии он вращался даже одним пальцем, то сейчас требуется гораздо больше силы для управления автомобилем.
  • Постоянное уменьшение количества гидравлической жидкости в расширительном бачке. Это видно по индикации на приборной панели, а также проявляется подтеками масла под машиной и на деталях моторного отсека.
  • Стук в рулевой рейке во время движения, который чаще проявляется на неровностях дорожного покрытия.
  • Гул во время поворота руля. Возрастает при увеличении угла, не важно в какую сторону повернуты колеса. Иногда вместе с гулом проявляется небольшая вибрация руля.
  • После проезда поворота руль медленно занимает нормальное положение или вовсе стоит на месте.
  • На прямолинейном участке передние колеса не держат дорогу, что вызывает ерзание машины в разные стороны.

Неполадки электрического усилителя руля похожи на таковые у ГУР. Нет только подтеков масла. При поломке ЭУР наблюдаются такие признаки:

  • стук во время поворота руля;
  • заедание руля;
  • неодинаковое усилие при вращении рулевого колеса;
  • случайные повороты руля;
  • пиктограмма «красный руль» светится на приборной доске.

При схожести внешних признаков поломки ЭУР и ГУР причины у этих явлений отличаются. Поговорим далее о данном вопросе более подробно. Чаще всего неисправности вызывает вода, попадающая на шток или в электронный блок управления.

Причины стука в рулевой рейке

Рулевые рейки достаточно надежные, но и они не лишены слабых сторон. Это, прежде всего, восприимчивость к ударам, проблемы монтажа и подверженность вибрациям. Внешние воздействия вызывают поломку какой-нибудь детали, что проявляется характерным стуком в рулевой рейке.

Причины стука в рулевой рейке

Основные причины посторонних шумов:

  • Выработка ресурса пластмассовых втулок, которые устанавливаются с правой или левой стороны. В результате механизм начинает работать с люфтом, что и вызывает нештатный шум. Больше всего это заметно при передвижении по дорожным неровностям.
  • Недостаточная затяжка болтовых соединений рулевого механизма. Для устранения нужно затянуть все болты рулевой рейки.
  • Процесс коррозии, повреждающий металлические детали и вызывающий люфт.
  • Негерметичность пыльников. Грязь и пыль проникают в механизм, резко повышая его износ.
  • Картер изменяет геометрические размеры, нарушая угол между зубьями и винтом.
  • Критический износ центрального зуба.

Диагностика и устранение стука в рулевой рейке

Прежде всего необходимо достоверно установить неисправность. Делается это на смотровой яме при заглушенном двигателе. Руль поворачивают из одного крайнего положения в другое несколько раз.

Для диагностики нужно участие двух человек. Первый крутит руль, а второй смотрит за работой рейки из ямы. Так можно определить, есть ли зазоры в шарнирах. Также нужно проверить наличие стука при отсоединенных рычагах и тягах. Если он есть, значит, придется менять рейку целиком.

Рулевая рейка стучит по множеству причин. Поэтому так важно знать, как определить источник стука в рулевой рейке. Самые частые виновники шума – тяги и наконечники. Порванный пыльник является верным симптомом разрыва наконечника. А это причина поломки шарового соединения. Определить неисправность тяги – задача более трудная.

Проверить догадку, что виновником стука рулевой рейки является именно тяга, тяжело. Особенно если автомобиль приобретен не из салона. Первый владелец мог просто поменять порванную деталь, не озаботившись ремонтом остального.

Диагностика и устранение стука в рулевой рейке

Убедиться в том, что причина стука рейки заключается в тяге, можно проверкой люфтов в ней при снятом пыльнике.

Самая распространенная причина стука – втулка. Не зафиксированная жестко, она подталкивается под действием пружины, удерживаемой болтом с контргайкой.

На многих СТО не хотят возиться со втулкой, предлагают заменить узел целиком.

Причина такого поведения – банальная жажда наживы. Некоторые узлы автомобилей действительно меняют в сборе. Но гораздо чаще можно отдельно купить деталь на замену неисправной. Также при наличии чертежей допускается самостоятельное изготовление втулки.

При стуке в руле не нужно сразу обращаться в сервис, тем более тратиться на покупку недешевых комплектующих. Так как устранить стук в рейке часто можно чисткой от грязи пружины, удерживаемой болтом с контргайкой.

За время работы авто на пружине оседает ржавчина, грязь и другие отложения. В итоге пружина блокируется и не дает двигаться втулке. Для восстановления нормальной работы необходимо выполнить следующую последовательность операций:

  • Открутить болт и контргайку.
  • Извлечь втулку и пружину.
  • Очистить при помощи щетки и специальной химии. В качестве очистителя подойдет и солярка. Но применять ее нужно с осторожностью, так как можно разрушить детали. Перед чисткой пружину следует смазать.
  • Внимательно осмотреть втулку на наличие повреждений. При их обнаружении нужно заменить деталь.
  • Очистить посадочное место втулки. Затем смазать ее и вернуть назад.
  • Произвести сборку в обратной последовательности.

Завершающий этап заключается в регулировке затяжки. Болт натяжения устанавливают в такую позицию, когда не стучит рейка. По нахождении этого положения его закрепляют контргайкой.

Рулевая рейка стучит также из-за выходной втулки. Определить ее неисправность не составит труда – об этом свидетельствует люфт вала на выходе. Ответ на вопрос, как убрать стук в рулевой рейке, в данном случае тоже прост – старая втулка выкручивается и устанавливается исправная.

Менять узел в сборе целесообразно лишь в случае попадания грязи в корпус рейки. В результате этого обычно выходит из строя уплотнитель и вал. Разборку следует начать с отсоединения рулевых наконечников. Затем извлекают карданный и болтовой крепеж. После чего можно приступать к установке.

Профилактика появления стуков в рулевой рейке

Гул при повороте

Если при вывернутом в крайнее (или близкое к нему) положение рулевом колесе слышен гул — значит, надо проверять состояние гидро- или электроусилителя и составляющие его рабочей системы. При этом гул может возникнуть даже в случае, если уровень жидкости будет в норме. Проверять нужно состояние лопастей насоса (зачастую со временем производительность насоса снижается), состояние его подшипников, натяжение приводного ремня.

Утечка жидкости ГУР

Регулярная утечка — повод проверить систему гидроусилителя, ее уплотнителей. В частности, если автовладелец вынужден часто доливать жидкость в расширительный бачок системы. При этом сопутствующим симптомом неисправности рулевой рейки будет утечка жидкости из магистрали. Она может стекать прямо на землю под машиной (обычно прямо под расширительным бачком) либо потеки видны на пыльниках рулевых тяг.

Зачастую при утечке жидкости в систему попадает воздух (система «завоздушивается»). Его можно видеть по бурлящей жидкости в расширительном бачке. Как указывалось выше, причиной утечки может быть ржавчина на рейке. Чтобы избавиться от нее в дальнейшем, желательно пользоваться нестандартными пластиковыми хомутами для затяжки пыльников, а их металлическими аналогами, обеспечивающими более высокий уровень герметичности.

Стук при езде в передней оси

На самом деле подобный стук может сигнализировать и о неисправности в ходовой автомобиля, поэтому необходимо выполнить дополнительную диагностику. Стук может быть как по центру так с левой с правой стороны. В лучшем случае стук может сигнализировать о порванном пыльнике тяги, в худшем — о проблемах с тягами, рычагами или другими элементами.

Чтобы точно понять из-за чего возникла такая неисправность лучше снять и разобрать рейку. Ведь самым безобидным может быть попускание регулировочной гайки или износ втулки (когда стук справа), а более серьезной проблемой является износ червячной пары.

Порванный пыльник на тяге

При проверке работоспособности рейки необходимо обратить внимание и на целостность пыльника тяги. В идеале он должен быть целым, а резина эластичной. Если он порвался, и внутрь попала грязь — его нужно обязательно заменить, добавить смазки предварительно удалив с механизмов грязь, влагу, мусор.

Рулевая рейка с электроусилителем

Для локализации неисправностей в электрической рулевой рейки необходимо выполнить проверку следующих элементов.

Разбитые втулки

Чаще всего причиной возникновения гула и/или дребезжания руля при повороте (и даже без него) становятся разбитые втулки. Соответственно, нужно выполнить демонтажные работы и проверить их состояние. Обычно восстановлению они не подлежат. Поэтому можно поступить двумя способами — поменять электроусилитель вместе с рейкой в сборе, либо же купить и использовать ремонтный комплект, состоящий в том числе и из втулок.

Заодно имеет смысл проверить состояние червячной передачи (шестерни). Она выходит из строя гораздо реже, однако, если автомобиль имеет большой пробег — обязательно стоит ее проверить.

Датчики поворота

Проверка работы датчиков крутящего момента осуществляется методом компьютерной диагностики. Тут желательно обратиться за помощью в автосервис. Но, как правило, датчики — это достаточно надежные устройства, поэтому редко выходят из строя. такой датчик начинает “глючить” если пыльник, который установлен над ним, поврежден, и во внутрь попадает влага.

Электропривод руля

В современных ВАЗах с ЭУРом, при значительном пробеге могут наблюдаются проблемы с электродвигателем. Это ощущается по увеличивающемуся усилию на рулевом колесе. Соответственно, в таком случае желательно проверить состояние щеток, подшипников и обмоток электродвигателя.

Аналогично, как и при проверке гидравлической рейки, нужно обратить внимание на состояние пыльника, наконечников, тяг.

Профилактика появления стуков в рулевой рейке

Чтобы неисправность не возникла снова, следуйте таким рекомендациям:

  • Откажитесь от агрессивного стиля вождения, резких ускорений и торможений.
  • Не паркуйтесь так, чтобы передние колеса ударялись о бордюр. Ведь даже небольшие удары плохо влияют на рабочий ресурс рейки.
  • Дорожные препятствия, такие как «лежачие полицейские», ямы, ухабы, нужно проезжать на малой скорости.
  • Не ездите на машине по кочкам, потому что такие неровности очень быстро изнашивают детали рулевого механизма.
  • Периодически осматривайте пыльники и сальники рулевой рейки на целостность.
  • Регулярно обращайтесь в автосервис для диагностики рейки.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы не только продлите ресурс рулевого механизма автомобиля, но и обезопасите себя и пассажиров от попадания в ДТП по вине неисправной рулевой рейки.

Проверка рулевой рейки

Стук в автомобиле может возникать по нескольким причинам. Многие автомобилисты спрашивают, как определить стук в рулевой рейке. Сделать это можно следующими способами:

  • Визуально на слух. Вы можете услышать поверхностный и внутренний стук. Первый происходит из-за разрыва пыльника. В этом случае наконечник никак не защищен, поэтому быстро выходит из строя. Внутренний стук говорит об более серьезной поломке, диагностировать которую лучше в автосервисе.
  • Проверить, есть ли зазоры в шарнирах рулевых тяг. 
  • Отсоединить поперченные тяги. Если стук остался, то проблема именно в рулевой рейке.

Рекомендуется поставить автомобиль на подъемник или яму, а затем попросить кого-то покрутить руль. Находясь непосредственно под машиной, вы с большой вероятностью сможете определить источник звука.

При покупке подержанного автомобиля диагностика может усложниться. Повреждение будет трудно определить, так как предыдущий владелец мог полностью заменить пыльники на новые, оставив основную проблему без решения. В таких ситуациях лучше полностью произвести демонтаж всей конструкции.

Ремонт или полная замена 

Если денежные средства позволяют, то стоит приобрести новые детали, так как они гарантируют максимальный срок эксплуатации. Однако стоимость редуктора достаточно велика. Всегда появляется искушение купить неоригинальные детали. Иногда по качеству они не будут уступать изделиям от официального производителя, но шанс наткнуться на низкокачественный продукт всегда есть.

Альтернативный вариант – сделать качественный ремонт. Для этого покупается специальный ремкомплект, а затем осуществляется замена сальников, пыльников и других компонентов. Если у вас имеется определенный опыт ремонта автомобилей, то вы можете сделать это самостоятельно. В ином случае, естественно, рекомендуется обратиться в специализированную автомастерскую. Ремонт системы с ГУР представляет сложности, поэтому делать его должны высококвалифицированные мастера.

Процедура ремонта

Купив необходимый ремкомплект, можно приступить к демонтажу. Здесь необходимо соблюдать определенный алгоритм, состоящий из следующих шагов:

  1. Выполните полный демонтаж рулевой рейки.
  2. Снимите рулевые тяги.
  3. Очистите конструкцию от грязи, накопившейся в ходе эксплуатации.
  4. Произведите замену изношенных деталей.
  5. Проведите осмотр вала, а при необходимости установите новый.

Зачем снимать рулевые тяги? Это существенно упростит процесс установки новых пыльников. Натягивая их на соответствующие выступы на тяге, можно добиться максимальной герметичности. Перед сборкой рейки обязательно смажьте внутренний сальник.

Если в вашем автомобиле установлен гидроусилитель, тогда предварительно необходимо будет отключить трубки высокого давления, а затем слить рабочую жидкость в подготовленную тару. Снимать редуктор самостоятельно с гидроэлектроусилителем не рекомендуется. Процедура предусматривает демонтаж подрамника, а выполнить его в одиночку невозможно.

Описанная методика позволит устранить стук в рулевой рейке. Для выполнения процедуры вам понадобится набор ключей и отверток, гараж с ямой. Также всегда можно обратиться в автосервис, где все вышеописанные операции сделают автомеханики. Но будьте осторожны, так как они могут накрутить стоимость ремонта или поставить низкокачественные расходные детали.

Снимаем рейку

Снимется рейка по разному в разных автомобилях, из-за индивидуальных особенностей, однако, порядок сохраняется:

  • переднюю балку надо вывесить, упоставив авто на подпорки, затем, колеса снимаются;
  • рулевые наконечники расшплинтовают, откручивают гайки и выпрессовывают съемником;
  • откручивают экран;
  • для машин с ГУР – откручивают шланги, предварительно подложив поддон, для стекания масла;
  • для машин с ЭУР – отключают разъем и снимают датчик;
  • затем, откручивают болты, крепящие рейку;
  • ослабляется болт карданчика, связывающего рейку с валом руля;
  • тянут рейку вниз, для освобождения от соединения с валом (допустимо сбивать молотком, ударяя через дощечку);
  • вынимается рейка через колесную арку (через ту, которая удобнее в вашем случае);

Важно: Далеко не в каждом авто рейку вынуть просто — часто этому препятствует подрамник. Заниматься снятием подрамника долго. Пробуйте выкрутить задние болты на подрамнике и опору мотора, после этого подрамник отводится вниз. Тогда, появляется возможность высвободить рейку.

Как вынуть рулевую рейку

Порядок разборки

Ремонт рейки нужно проводить в условиях чистоты, не допуская попадания в нее пыли или песка. Попадание любых частиц внутрь, приводит к быстрому разрушению резиновых уплотнителей, и утечке смазки. Без смазки, любой агрегат долго не протянет. Корпус рейки зажимается в тисках, действуя аккуратно, чтобы он не лопнул, от сильного нажима. Затем:

Рулевая рейка в разобранном состоянии

  • снимаются хомуты и пыльники на тягах;
  • откручивают сами тяги (муфты имеют выточки под ключ);
  • откручивают контргайку, затем гайку регулирующего механизма (считая при этом обороты) и достают шайбы и втулку;
  • не забудьте отцентрировать шток рейки и нанести соответствующие отметки;
  • откручивают гайку (или часть корпуса) приводного вала (может потребоваться спец ключ), вынимают вал из корпуса;
  • достают шток рейки;
  • затем, вынимаются из корпуса втулки, манжеты и кольца их фторопласта;

Дефектовка

Все детали надо очистить и вытереть, затем осмотреть. В ремонтном наборе содержатся фторопластовые и резиновые детали. Этого бывает недостаточно.

Следует осмотреть состояние зубчатого штока. Наличие повреждений, задиров, коррозии появившихся на зубьях или в местах соприкосновения с сальниками или кольцами из фторопласта не допустимы. Нужно менять шток.

Осмотрите шестерню на приводном валу. На ней не должно быть сколов, зазубрин, трещин, следов износа. Поврежденная шестерня может заклинить при движении автомобиля. Поэтому, использовать поврежденную шестерню опасно для жизни.

Наиболее частой причиной стука рейки является износ ее прижимной втулки. Осмотрите эту втулку. Если поверхность не гладкая, имеет продавливания или задиры, тогда втулку стоит заменить. В рем комплект она не входит, на большинство машин ее можно купить отдельно, в магазине запчастей.

Поврежденные элементы в гараже починить не получится. Тут либо полная замена, либо обращаться на СТО, где смогут их отреставрировать на специальном оборудовании.

Сборка

Сборка выполняется в порядке, обратном разборке. Все детали перед установкой следует смазать маслом, которое используется в ГУР. Это делают во избежание задиров в процессе сборки и регулировки.

С фторопластовыми деталями следует обращаться аккуратно, они хрупкие, лопаются от удара либо чрезмерной нагрузки. Бережно запрессовать втулки поможет торцовая головка и удлинитель к ней.

Вставляя зубчатый шток, его нужно отцентровать по отметкам, которые делают перед разборкой. После этого присоединяют приводной вал. Вставляются прижимная втулка и за ней шайбы, закручивают регулирующую гайку на необходимое число оборотов.

Проворачивают вручную механизм в обе стороны до упора (крутя за приводной вал). Шток должен двигаться без затруднений, это означает, что сборка выполнена правильно. После этого, зажимается контргайка. Закручивают тяги механизма и устанавливают пыльники.

Установка на место

Обратная установка проще и быстрее с помощником – одному нужно завести рейку в подкапотное пространство, а второму направить шарнир вала из салона, чтобы совместить шлицы.

Не нужно затягивать стяжной болт, пусть кардан встанет на место, после прикручивания креплений рейки. Прикрутив рулевой механизм, можно затянуть стягивающий болтик кардана. Вставляют на место пальцы рулевых наконечников, зажимают гайки до упора и шплинтуют их.

Подсоединяют шланги ГУР (либо разъемы ЭУР). Заполняют бачок ГУР маслом и прокачивают систему. После чего ставят на место колеса и убирают подпорки, спустив машину на землю.

Если стучит рулевая рейка, можно ли ездить? 

Конечно, со стуком ваш автомобиль проедет определенное количество километров, но рисковать и продолжать ездить дальше с этим не стоит. В самом худшем случае рулевой механизм может просто заклинить. Если это произойдет на большой скорости, последствия будут самыми плачевными.

Обезопасьте себя и других участников дорожного движения. При появлении стука или гула в конструкции обязательно выполните диагностику или обратитесь в СТО. На некоторых автомобилях из-за особенностей подвески небольшой стук в рейке может быть вполне нормальным. Получить подробную информацию о проблеме для вашей марки и модели авто можно на тематических форумах в Интернете.

Что автомобилисты говорят о стуках в рулевой рейке

  1. Какие еще есть причины для стука?

    «В моем случае источник стука расположен в салоне. Это карданчик. Можно сколько угодно дергать руль из прямого его положения – стука не будет. Но если установить рулевое колесо под наклоном 45 градусов и начать его раскачивать из этой позиции – появится стук».

  2. Не стоит торопиться с заменой рейки.

    «Столкнулся с проблемой, когда на спидометре было 4600 км. Отдавал авто в три официальных сервиса, даже поменяли бесплатно рулевую рейку целиком (для чего персонал пришлось подоставать). Но через три дня стук вернулся. Изучил море информации о причинах. Отдал машину в официальный сервис снова. Стоило отойти, через 15 минут звонок и предложение забрать авто. Был озадачен, ведь такой быстрый ремонт невозможен. Оказалось, нужно было затянуть гайку на валу руля».

  3. Когда лишняя поспешность в ремонте ни к чему.

    «Стук при неработающем двигателе указывает на крестовину или «червяк», расположенный за радиатором. Нужно часто смазывать его. При отсутствии заедания и люфта ездить со стуком можно длительное время».

  4. О важности затяжки.

    «Вчера обратился на СТО для протяжки соединений. После этого исчез стук и биение руля на неровностях. До обслуживания водил авто со стуком с осени».

Как продлить жизнь рулевой рейки

Есть несколько простых правил, которые помогут продлить жизнь рулевой рейки любого автомобиля.

Во-первых, нужно отказаться от лихой езды по ямам, привычки резко ускоряться и тормозить в последнее мгновение, поскольку подобные маневры оказывают губительное воздействие на рулевую рейку. Залогом «здоровья» рейки является плавный стиль вождения.

Во-вторых, необходимо научиться правильно парковаться. При использовании бордюра в качестве ограничителя движения каждый удар по колесу передается на рулевое управление, которое постепенно приходит в негодность.

В-третьих, следует периодически проводить техническое обслуживание всего механизма, следить за надежностью креплений и исправностью защитных чехлов. Своевременная замена поврежденных деталей и пыльников поможет продлить срок службы рулевой рейки.

В-четвертых, при использовании гидравлической рулевой рейки нужно своевременно менять гидравлическую жидкость в системе гидроусилителя руля, а также не оставлять в зимние месяцы колеса в вывернутом положении, дабы не ускорить износ рейки.

Действенный способ устранения стуков

Чтобы убрать стук в рулевой рейке, достаточно извлечь вал. Демонтаж проводится в соответствии с тем, какой узел установлен на авто. Здесь может быть простой реечный механизм или узел с усилителем рулевого управления.

Если механизм первого типа, достаточно выкрутить крепления наконечников рулевых, а затем уже снять зацепление. Если же на авто имеется усилитель рулевого управления, необходимо предварительно слить жидкость и открутить трубки высокого давления. Стоит отметить, что самостоятельный ремонт при наличии усилителя достаточно сложен и требует опыта подобных работ и наличия помощника.

После демонтажа вал нужно проточить. С него убирают следы коррозии или выработки. Поврежденные элементы реставрируются и обрабатываются тонким слоем хрома. Затем все элементы тщательно полируются.

Данные работы отличаются высокой точностью, благодаря чему появляется возможность продлить срок эксплуатации рулевой рейки. Если же в механизме наблюдается коррозия опорной стойки, то без полной замены детали не обойтись. В любом случае избавиться от проблемы можно, однако необходимо проведение первоначальной диагностики для определения сложности ремонта.

Как избежать стука в дальнейшем?

Во избежание повторной поломки соблюдайте ряд правил:

  • Избегайте резких торможений и стартов, а также агрессивной манеры езды. Ведь это приводит к быстрому износу механизма.
  • Не используйте бордюр в качестве отсечки во время парковки, так как даже несущественные удары колесом о препятствия негативно сказываются на рулевом механизме.
  • Не наезжайте на препятствия на скорости. Преодолевать неровности и препятствия в виде ям, ухабов, «лежащих полицейских» нужно только на минимальных скоростях.
  • Откажитесь от езды по кочкам, ведь это приводит к быстрому износу механизмов рулевой колонки.
  • Следите за состоянием сальников и пыльников узла.
  • Проводите регулярную диагностику рейки в автосервисе.

Следуя простым правилам, вы продлите срок эксплуатации механизма рулевого управления в автомобиле любой марки и сократите риск попадания в аварию вследствие поломки этого узла.

Профилактические мероприятия

Исключить полное появление стуков в рулевой рейке достаточно сложно, но можно (если соблюдать несложные правила). Среди основных профилактических мер выделяют:

  • Полное игнорирование резких торможений и стартов (конечно если не существует риск ДТП), так как агрессивные маневры сильно изнашивают механизмы рулевой.
  • Не стоит использовать бордюр как отсечку во время парковки, потому что незначительные удары колесом о него впоследствии скажутся весьма плачевно.
  • То же самое касается и наезда на поребрик и подобные сложно преодолимые препятствия.
  • Преодоление неровностей дорог в виде ям, ухабов, лежащих полицейских, следует проводить на минимальных скоростях. Не стоит придерживаться правила: “больше скорость – меньше кочек”. Любая кочка на скорости – это сильнейший удар по рулевой.
  • Постоянный контроль за состоянием сальников и пыльников на рулевых механизмах.
  • Диагностика при проявлении малейших признаков неисправности.

Во сколько обойдется ремонт рулевой рейки?

Если диагностика неисправности показала, что рулевая рейка подлежит замене, то у автолюбителя возникнет закономерный вопрос: во сколько ему обойдется такое удовольствие? Следует отметить, что цены на запасные части для иномарок на порядок выше, чем цены на запчасти для отечественных авто. Их конкретные значения зависят от марки автомобиля и года его выпуска.

Так, для автомобиля ВАЗ можно приобрести рулевую рейку без тяг, наконечников и ГУРа за 130 долларов. Та же деталь в сборе обойдется уже в 230 долларов. На приобретение рейки владельцу иномарки потребуется от 200 до 500 долларов, а покупка рейки в сборе потребует вложения от 1000-1500 долларов и выше. Если владелец автомобиля обратится за помощью к сотрудникам автомобильного сервиса, то к стоимости рейки ему придется прибавить затраты на оплату услуг специалистов, которые выполнят ремонт.

Что такое рулевая тяга: как снять её и поменять своими руками

как стучит рулевая тяга

Исправное управление автомобилем при помощи руля — один из основных моментов безопасного вождения, а рулевая тяга играет в нём ведущую роль. Этот механизм контролирует разворот колёс, а потому при первых же признаках его поломки нужно проводить тщательный осмотр и замену сломанных деталей. Как определить, что механизм вышел из строя и как провести ремонт — подробнее в этой статье.

Где находится и за что отвечает рулевая тяга

Рулевая тяга выступает связующим звеном между самим рулём и системой управления. Схематически можно представить, как выглядит их связь, при помощи следующей цепочки: руль соединён с червячной передачей или рулевой рейкой (в зависимости от типа транспортного средства), к которой присоединён привод или трапеция. Этот последний элемент и состоит из рулевых тяг: средней, правой и левой, а также двух рычагов колёс.

Важно!При повороте руль передаёт сигнал о направлении на среднюю тягу, а она передвигается влево или вправо, запуская в работу боковые, которые и обеспечивают движение в нужную сторону.

Поэтому основная задача такого элемента управления — передать усилие с руля на колёса, обеспечив их поворот. Благодаря ему водитель может наслаждаться маневренностью и комфортным вождением. Несмотря на свою значимую роль, сама рулевая тяга обычно обладает скромными размерами. Состоит она из:

  • шарового пальца;
  • корпуса;
  • полимерного подшипника;
  • пыльника.

В зависимости от того, к какому колесу подводится её наконечник, выделяют правую и левую тяги, однако сегодня в продаже можно встретить и универсальные варианты, которые подходят для обеих сторон.

Сама по себе деталь редко выходит из строя и не подвержена быстрому изнашиванию. В большинстве случаев необходимость её замены вызвана повреждениями. Спровоцировать их может частая езда по грунтовым, полевым или просто разбитым дорогам. Чаще всего страдают шарниры как самая уязвимая часть механизма. Изначально их защищают при помощи резиновых пыльников, но со временем покрытие изнашивается, и на деталь попадают пыль и грязь.

А вот корпус тяги способен повредиться лишь при встрече с большой ямой или внушительным препятствием. В таких случаях деталь от удара искривляется и больше не может выполнять в полной мере свои функции.

Когда нужна замена

Обнаружив неисправность рулевого управления, надо как можно скорее посетить СТО. Только осмотрев механизм, можно судить о его состоянии. Иногда проблему можно исправить при помощи ремонта, но временами лишь замена способна решить этот вопрос

Когда пора менять рулевые тяги и наконечники? Главные признаки поломок

Порой мы ездим на неисправном автомобиле и миримся с этим, даже не зная о наличии поломки. Это небезопасно, так как производитель предусмотрел полную защиту от непредвиденных реакций авто на дороге только в том случае, если все работает качественно и исправно. Поэтому стоит внимательно следить за основными узлами транспортного средства и не забывать о том, что иногда автомобилю необходим ремонт. В ином случае придется сильно пожалеть о том, что вы не сделали качественную диагностику и вовремя не заменили деталь. Многие аварии в России происходят именно потому, что транспортные средства не обслуживаются годами. Ежегодно стоит проходить минимум один раз полную диагностику ходовой части, а также рулевого управления. Не лишней будет и диагностика силового агрегата на предмет ошибок датчиков и различных программных сбоев в прошивке.

Но самыми главными узлами для безопасности остаются детали рулевого управления и системы торможения. Сегодня мы коснемся первой системы — рулевого управления автомобиля. Проблема в том, что постепенный выход из строя большинства деталей этого оборудования не всегда заметен водителю. Ничего не стучит и не гремит, не издает других посторонних звуков. Но постепенно меняется функциональность элементов, и начинаются проблемы, которые крайне сложно найти и искоренить. Практически на всех машинах старше 5 лет после поездки по российским дорогам рулевое управление требует постепенного качественного ремонта. В частности, тяги и наконечники выходят из строя и начинают менять особенности рулевого управления. Конечно, это приводит к опасным ситуациям и другим неприятностям. Сегодня мы разберемся в том, когда же нужно менять эти детали?

Какие признаки срочной необходимости ремонта рулевой системы?

Обычно автомобили в наше время оснащены усилителями, поэтому далеко не все проблемы чувствуются сразу на руле. Рулевая рейка принимает удар на себя, и это может никак не сказываться на общей работе механизма. Но в определенный период вскроются проблемы, которые могут привести к серьезным последствиям. Поэтому стоит внимательно относится к любым, даже минимальным, изменениям в системе автомобиля. В ином случае проблемы могут оказаться аварийными. На машинах без усилителей неисправности данного механизма чувствуются лучше.

Следует помнить о таких важных признаках скорого ремонта:

  • на заглушенной машине при энергичном дергании рулевого колеса в крайних точках свободного хода слышен еле уловимый стук — нужно обязательно найти причину этого стука;
  • на заведенном автомобиле, когда уже работает усилитель, в крайних режимах свободного хода рулевого колеса слышны сильные стуки, обычно они дают определенную отдачу на руки водителя;
  • если рулевое колесо доведено на половину оборота, можно подергать его и услышать еще более сильные стуки в районе рулевой рейки, это уже говорит о неисправностях самой рейки;
  • в процессе поездки слышится сильный стук в передней подвеске, очень часто речь идет не о подвеске, а о рулевых системах, они гремят сильнее, чем вышедшая из строя стойка, а также есть отдача на руль;
  • при проезде небольших неровностей дороги рулевое колесо реагирует на подобные препятствия, очень сложно поймать курс движения автомобиля, приходится постоянно подруливать при поездке.


Последняя особенность часто говорит о том, что есть сильные люфты в районе тяг и наконечников. Также часто при этом ход рулевого колеса становится слишком легким, усилитель включается на полную мощность. Даже если ничего не стучит, но сильно изменились особенности работы усилителя, стоит внимательно проверить рулевое управление. Вполне возможно, что достаточно сменить наконечники, заплатив сравнительно немного денег. Если же ездить и дальше, убитые рулевые наконечники начнут постепенно убивать весь автомобиль. Это явно не приведет к увеличению безопасности движения на авто.

Как выбрать хорошие запчасти для рулевой системы?

Предположим, вы нашли проблему и хотите ее устранить. В этом случае вам потребуется приобрести наконечники, тяги или системы рулевого управления в сборе. Существуют десятки производителей, которые предлагают свои решения в этом случае. Но проблема в том, что большинство из них не достойны вашего внимания. Следует очень внимательно относиться к тому, что могут возникнуть самые разные трудности в процессе эксплуатации недорогих запчастей. При подборе стоит внимательно оценить несколько важных факторов и выбрать оптимальные детали.

Вот лишь некоторые особенности, которые стоит учитывать:

  • бренд — не всегда известный бренд выпускает хорошие запчасти для вашего автомобиля, знаменитые фабрики также представлены на российском рынке в огромном количестве подделок;
  • цена — не может хорошая запчасть стоит в три раза дешевле оригинальной, важно отказаться от приобретения очень дешевых тяг и наконечников, так как это попросту небезопасно для вас;
  • внешний вид — осмотрите детали и убедитесь в том, что произведены они на хорошем промышленном оборудовании, обычно это можно увидеть по разным критериям, включая качество подготовки металла;
  • упаковка — большинство качественных автомобильных запчастей упакованы в запаянную пленку, а также в картонную коробку, отсутствие упаковки говорит о подделке или браке продукции;
  • поставщик — не покупайте комплектующие для вашего авто в непроверенных местах, это может быть очень опасно для вашего транспортного средства и стать причиной его явных проблем.

Лучше всего брать оригинальные запчасти, пусть это и самая дорогая опция. Тем не менее, оригиналы порой стоят неразумно больших денег. Это говорит о том, что стоит внимательнее относиться к поставщикам. Иногда оригинал можно купить в стороннем магазине в два раза дешевле, чем на официальном сервисе. Официалы зарабатывают на запчастях, это их основной бизнес. Но при покупке в простом магазине будьте очень внимательны и откажитесь от приобретения явных подделок. От них никакого преимущества вы точно не получите.

Самостоятельная замена — стоит ли ввязываться?

Если у вас современный автомобиль с технологичной системой рулевого управления, намного проще и удобнее будет обратиться к специалистам из проверенной станции и получить приятный быстрый ремонт с минимальными затратами времени и без рисков некачественной работы. Отечественные машины и бюджетные иномарки вполне можно ремонтировать в собственном гараже, если у вас есть яма и опыт в выполнении определенных работ. По инструкциям из первого попавшегося видео ничего сделать не получится, нужен опыт, не лишней будет помощь товарища с опытом в этом деле.

Главные минусы самостоятельного ремонта:

  • это займет определенное время, порой для замены тяг и наконечников на сервисе уходит около 2-3 часов, в гараже на это может уйти намного больше времени, и это не очень радует владельца машины;
  • неточности установки вызовут проблемы в рулевом управлении, через пару сотен километров начнутся проблемы, которые обязательно приведут к очередному дорогостоящему ремонту;
  • вы вряд ли получите удовольствие от данной работы, с большой вероятностью получится ряд неприятностей, связанный с неудобным положением или невозможностью открутить определенный болт;
  • нужно понимать, как именно устанавливаются детали, в каком порядке необходимо производить разборку оборудования, иначе могут возникнуть неприятности с точки зрения сборки;
  • после выполнения работы необходимо провести ряд тестов, прежде чем выезжать на дороги общего пользования, это важно делать, даже если вы очень уверены в качестве своей работы.


Менять тяги и наконечники рулевого управления не так просто, как может показаться с первого взгляда. Нужно понимать, что эта процедура очень ответственная, так что лучше обратиться на сервис, если у вас есть любые сомнения. Также в случае возникновения проблем уже в процессе ремонта вам будет непросто вызвать мастера в свой гараж, чтобы закончить сборку оборудования. Так что намного лучше выполнить работу сразу в хорошем сервисе. Но если у вас есть опыт и уверенность в своих силах, то получится сэкономить пару-тройку тысяч рублей без особых проблем.

ТОП этапов процесса замены рулевой тяги

Чтобы выполнить такой ремонт, нужно обладать набором слесарных инструментов. Таковые есть практически у каждого автовладельца. Однако понадобится также специальный съемник. Но его можно заменить ломиком и молотком, следует лишь тщательно дозировать прилагаемое усилие. Приведем последовательность действий при замене рулевой тяги без демонтажа рейки:

  1. Автомобиль поднимается домкратом, задние колеса должны быть зафиксированы. Затем под днище ставят подпорку.
  2. С нужной стороны снимают переднее колесо и откручивают гайку пальца.
  3. Снимают рулевой наконечник. Тут нужен специальный съемник. Его устанавливают на наконечник и затягивают гайку до конца. Наносят удар молотком по поворотному рычагу съемника. Если палец не вышел, следует повторить действие. Если нет съемника, палец вынуть можно с помощью молотка и ломика небольших размеров.
  4. Наконечник также фиксируется в рулевой муфте. Нужно выкрутить его оттуда, для чего на обеих деталях есть соответствующие грани. При сложностях с выкручиванием резьбу обрабатывают проникающей смазкой и продолжают попытки через небольшую паузу. 7 этапов процесса замены рулевой тяги
  5. Сняв пыльник, выкручивают рулевую тягу из посадочного места на рейке.
  6. Перед установкой новую тягу нужно разметить. Для этого обычно пользуются старой демонтированной тягой. Делается это для того, чтобы установить новую деталь как можно более точно в то положение, которое занимала старая. Это в дальнейшем облегчает регулировку развала-схождения колес.
  7. Новую рулевую тягу устанавливают, повторяя вышеописанные операции в обратном порядке. Рекомендуется перед установкой промазать резьбу литолом.

ТОП полезных совета по установке новой рулевой тяги

  1. При одновременной замене обеих тяг затягивать их также следует вместе, с фиксацией вала-рейки. Это нужно для того, чтобы избежать повреждения сухаря, удерживающего вал в рейке. Именно так и действуют во время сборки на заводе – к рейке одновременно крепят две тяги, затягивая одинаковым усилием. В результате исключается вероятность повреждения сухаря или его упора.
  2. Если во время ремонта под рукой есть тиски, нужно использовать их для фиксации одной из тяг, и в это время затянуть вторую. Также рекомендуется применять динамометрический ключ. В момент приложения усилия при затяжке корпус рейки будет проворачиваться, но это допустимо. После затяжки тяги обязательно следует осмотреть и обработать шарнир, на котором тиски могут оставить следы в виде заусенцев.
  3. Если установка деталей будет происходить без разборки рулевой рейки, затяжку резьбовых соединений нужно делать крайне осторожно и по правилам. Необходимо соблюсти требуемый момент затяжки, но при этом остаться в рамках допустимого крутящего момента вал-рейки. Вал снабжен лысками для фиксации при помощи ключа. Однако не все производители оставляют эти лыски, да и расположены они в таком месте, что требуется специальный ключ для их использования. Запрещается применять плоскогубцы для зажима вала, потому что губки этого инструмента могут поцарапать отполированную поверхность.

Меры профилактики

Избежать появления стука в рулевой рейке можно, выполняя несколько мер, среди которых стоит отметить:

  • Сведение до нуля резких торможений и стартов (если этого не требуют обстоятельства). Агрессивный стиль вождения сильно влияет на износ компонентов рейки.
  • Не используйте во время парковки бордюры в качестве отсечки. Как было ранее сказано, рулевая рейка крайне восприимчива к ударным нагрузкам.
  • Проезжайте лежачие полицейские, ямы, ухабы и другие неровности на минимальной скорости. При скоростной езде по таким препятствиям рулевая рейка будет испытывать колоссальные нагрузки.
  • Проводите регулярный осмотр сальников, пыльников и других компонентов конструкции. Вовремя обнаружив их разрушение, вы предотвратите ускоренный износ деталей.
  • Как только появились какие-либо признаки неисправности, выполните диагностику.
  • Не удерживайте колеса на максимальном углу поворота больше 5 секунд, так как это отрицательно сказывается на редукторе.

Все это поможет исключить появление посторонних шумов в рейке, а также продлит срок ее службы.

Итог

В большинстве случаев устранить стук можно чисткой или заменой расходных компонентов (сальников, пыльников). Стоимость качественного ремкомплекта относительно невелика. Покупка новых деталей существенно ударит по кошельку, но в некоторых ситуациях это является единственно правильным вариантом, поэтому не стоит экономить на своей безопасности.

Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Adblock
detector