Карбюраторы Солекс 21083 и других модификаций

Вопросы разобранные в статье

Устройство карбюратора солекс 21083 для автомобилей ВАЗ

За время производства этой марки сменилось несколько модификаций. Базовой моделью сейчас является Солекс 21083, поэтому рассматривать устройство карбюратора этого типа имеет смысл рассматривать именно на её примере.

Прежде всего надо сказать, что Солекс – карбюратор, предназначенный для двигателей с бесконтактным зажиганием. Хотя тарировочные данные карбюратора Солекс 21083 рассчитаны именно на двигатели, устанавливаемые на карбюраторные автомобили ВАЗ-2108, однако после небольшой доработки (с помощью ремкомплекта) и настройки карбюратор 21083 можно установить на большинство отечественных двигателей объёмом не более 1500 куб. см. Практически все модификации взаимозаменяемы без существенных проблем с работой двигателя.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Устройство карбюратор Солекс 21083 имеет следующее:

  • основной корпус, соединяющий в себе диффузоры, ГДС, систему для обеспечения хода в холостом режиме, насос и экономайзер;
  • крышка, в которой имеются заслонка для воздуха, поплавки, ЭМ-клапан и пусковая часть для запуска холодного ДВС.

А теперь разберём устройство карбюратора Солекс подробнее.

Пусковое устройство и заслонка для воздуха

Задача пусковой системы двоякая:

  1. Она должна готовить богатую топливную смесь в момент запуска «холодного» двигателя.
  2. Но сразу после этого она должна обеднить смесь, чтобы свечи не намокали от паров топлива (явление, известное всем автомобилистам как «заливание свечей»).

Устройство, которое содержит Солекс карбюратор 21083, действует следующим образом:

  • Водитель, заводя остывший двигатель после долгой стоянки, вытягивает на себя рукоятку «подсоса» — ручного управления пусковым устройством.
  • Пусковое устройство под действием тяги взводится, проворачиваясь против часовой стрелки.
  • Паз особой формы освобождает штифт управляющего рычага, и воздушная заслонка полностью закрывается, отсекая первую камеру.
  • Открывается на необходимый угол (пусковой зазор) дроссельная заслонка Солекс.
  • Начинается работа пусковой системы. Под напором воздуха после запуска двигателя заслонка начинает смещаться, обедняя топливную смесь и спасая свечи от заливания.

Схема поплавкового механизма и уровень топлива

Другой важной частью, которую содержит карбюратор, является поплавковый механизм. Его задача – поддерживать необходимый уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083. Уровень поддерживается автоматически с помощью клапана, который перекрывается запорной иглой. Когда уровень падает, поплавки опускаются, игла освобождается – и отверстие в клапане открывается, пропуская новую порцию топлива.

Необходимо отметить, что уровень бензина должен изменяться в зависимости от режима работы. В частности, при запуске и на холостом ходу двигателя уровень максимальный, а во время штатной работы он на несколько миллиметров снижается. Когда проведена точная регулировка уровня топлива, карбюратор Солекс 21083 обеспечивает оптимальный режим работы двигателя.

Жиклеры, диффузоры и другие сменные детали

С точки зрения пользователя важной частью любого карбюратора являются детали, которые полагается регулярно менять. В карбюраторах марки Солекс к ним относятся:

  • Жиклеры – «пробки» с калиброванными отверстиями, пропускающие строго дозированные порции топлива в единицу времени. От их пропускной способности зависит, будет ли карбюратор обеспечивать двигатель должным количеством топливной смеси. При этом жиклёры топлива должны иметь небольшое сечение, а воздушные – напротив, значительно большее. Заводской комплект жиклеров рассчитан на экономный расход топлива, и потому их сечение мало. В том случае, если требуется повысить мощность двигателя, пусть даже и ценой перерасхода бензина, можно приобрести другой комплект, увеличив пропускную способность узлов. Кроме того, замена и новый подбор жиклеров требуется, если карбюратор Солекс используется не на «родном» двигателе ВАС, а на автомобилях марок ГАЗ, УАЗ и т. д.
  • Диффузоры – это сужения в патрубках каналов у карбюратора. Если большие диффузоры у Солекса обычно являются непосредственной частью корпуса смесительных камер, то малые – это сменные детали ГДС карбюратора. Особенностью работы диффузоров является следующее: чем больше их сечение, тем выше мощность двигателя – но при этом менее эффективно распыляется топливная смесь. Поэтом подбор диффузора должен исходить из этих взаимоисключающих правил, и настройка карбюратора Солекс 21083 предусматривает подбор сечения исходя из ожидаемого режима работы. В частности, правильно подобрав сечение, можно повысить мощность двигателя на высоких оборотах и высоких скоростях автомобиля. Поэтому смена малых диффузоров – один из важных элементов тюнинга автомобиля.
  • Распылители УН. Это не только сменная деталь, но ещё и один из элементов, подлежащих замене при тюнинге. В частности, любители быстрой езды заменяют штатные распылители теми, которые входят в ремкомплект от карбюратора 21073-1107010. С минимальными доработками удаётся добиться того, что ценой повышенного расхода топлива заметно растёт и ускорение.
  • Нажимной кулачок УН. В карбюраторах Солекс используются два основных типа этой детали с маркировками «4» и «7». Для повышения динамики и ускорения автомобиля, приемистости на высоких оборотах обычно меняют «седьмой» на «четвёртый». Там же, где «4» стоит штатно, ничего трогать не надо.

ГДС камер и холостой ход двигателя

Главные дозирующие системы (ГДС) нужны для подачи горючей смеси в двигатель во всех режимах, кроме холостого хода. Если ГДС участвует в работе карбюратора на холостом ходу, то требуется регулировка карбюратора Солекс 21083 или других моделей.

ГДС состоят из:

  • воздушных и топливных жиклёров;
  • диффузора;
  • распылителя;
  • эмульсионных трубок;
  • эмульсионного колодца.

Система холостого хода необходима для работы в режиме, когда нет нагрузки на двигатель, когда трансмиссия не используется и разъединена. Схема и устройство карбюратора Солекс и его системы для холостого хода включает в себя (согласно отметкам на чертеже выше):

  1. Винт «качества», определяющий состав топливной смеси.
  2. Переходное отверстие.
  3. Топливный жиклер.
  4. Воздушный жиклер.
  5. ЭМ-клапан.
  6. Игла ЭМ-клапана.
  7. Отверстие жиклера топлива.
  8. Эмульсионный колодец ГДС.
  9. Топливный жиклер ГДС.
  10. Воздухозабор в систему холостого хода.
  11. Дренаж.
  12. Канал эмульсии.

Экономайзеры

В устройство карбюратора Солекс также входят экономайзеры:

  • принудительного холостого хода (ЭПХХ). Он отключает подачу бензина при торможении двигателем и после того, как выключено зажигание, принудительно запуская холостой ход карбюратора 21073 и других моделей. В итоге снижается расход топлива (в среднем экономится около 0,5 л на 100 км хода), сокращается выброс токсичных веществ при неполном сгорании смеси и предотвращается дизелинг двигателя.
  • мощностных режимов. Его задача – обогащение смеси на режимах, требующих дополнительной мощности двигателя.

Ускорительный насос

При открытии дроссельной заслонки горючая смесь обедняется. Связано это с тем, что воздух во много раз менее плотен, чем бензин, и расход воздуха в итоге увеличивается быстрее, чем топлива. Чтобы избежать этого, используются дополнительные устройства. Применительно к карбюраторам Солекс таким устройством является ускорительный насос (УН).

УН при нажатии педали газа принудительно подает в карбюратор принудительно подает топливо в камеры Солекса. Он не готовит смесь, а лишь обогащает имеющуюся.

Немного истории

Новый карбюратор понадобился, когда разрабатывался проект ВАЗ с передним приводом. Поперечное расположение двигателя не давало возможности ставить старый карбюратор ОЗОН, который шел на «классику». Зато разработка французской компании Solex после небольшой «доработки напильником» встала просто на ура. Выпуск новых карбюраторов начался на Димитровградском заводе (ДААЗ), на котором было установлено французское оборудование и запущен производственный процесс по лицензии Solex.

Конструкция карбюраторов солекс позволила устанавливать их на разные по типу и мощности двигатели, слегка меняя некоторые параметры. Так, самым распространенным стал Солекс модели 21083, который ставился на двигатель 1,5 л. ВАЗ 2108, 2109. Для «классики» с двигателем 1,45-1,6 л. была разработана модификация 21053, конструктивно схожая с солекс 21073, рассчитанным на Ваз 21213 Нива с мощным двигателем 1,7 л. И даже на Москвич с двигателем 1,5 л. ставился солекс 21041, а на 1,8 л. – модификация 21041-10, подходящая и для Волги, и для УАЗа.

Нажимаем на газ: принцип работы Солекс 21073 и других моделей

Сам по себе принцип, на котором основана работа любых модификаций карбюратора Солекс любых модификаций, неизменен уже много лет.

Схема карбюратора состоит из двух основных частей:

  1. Поплавковая камера.
  2. Смесительная камера.

В поплавковой камере топливо, поступающее из бензобака, накапливается для оптимальном количестве для работы карбюратора. По мере расходования уровень его меняется – и впускной клапан пропускает новые порции бензина.

В смесительной камере через жиклер и распылитель топливо смешивается с воздухом. Во время впускной фазы давление в камере падает – и воздух засасывает бензин внутрь. Испаряясь и смешиваясь с воздухом, топливо превращается в горючую смесь, которая в дальнейшем поступает в цилиндры двигателя и воспламеняется там. Энергия, выделяющаяся при воспламенении (фактически – взрыве) топлива в цилиндре, заставляет работать как двигатель, так и через него и электросистему – в конечном итоге все остальные механизмы автомобиля.

Подбор жиклеров

Некоторые параметры серийных карбюраторов далеки от эталонных, поскольку размеры некоторых деталей имеют производственные отклонения. Интересное и очень полезное видео, из которого вы узнаете, как можно доработать карбюратор Солекс 21083.

Так, разброс параметров некоторых серийных деталей карбюратора может достигать до 5%. Поэтому в процессе настройки карбюратора убедитесь в исправности жиклеров. Подбор жиклеров осуществляется с учетом рабочего объема автомобиля.

Если у двигателя большой объем двигателя, то необходимо устанавливать маленькие жиклеры, так как увеличение объема требует больше воздуха, проходящего через диффузор, что отражается на расходе бензина. Их настройку следует начинать с топливного жиклера, после, при необходимости, переходить к воздушному.

В наличии нужно иметь несколько жиклеров с большей и меньшей производительностью, чем установленный.

Наши действия:

    • С помощью проволоки зафиксируйте дроссельную заслонку второй камеры, чтобы исключить ее влияние.
    • Далее подбираем жиклеры, например, жиклер маркировки «107,5», который у нас базовый, меняем на «105», а потом «97,5». Пропускная способность жиклеров уменьшаем до тех пор, пока не появиться провалы при отрытой дроссельной заслонке или подергивании при движении. При появлении этих признаков, следует выкрутить этот жиклер, и поменять его на предыдущий, у которого производительность была немного больше.
    • При появлении провалов при трогании машины следует немного обогатить смесь с помощью регулировки системы холостого хода.

Если Вы стремитесь повысить экономичность Вашего автомобиля, то не рекомендуется уменьшать проходное сечение главного топливного жиклера второй камеры, так как процесс разгона будет значительно длиннее, и вся экономия свидеться к нулю.

Демонтаж, разборка и чистка карбюратора

Для того, чтобы восстановить работоспособность карбюратора «Солекс», необходимо:

  • снять устройство с двигателя;
  • разобрать его;
  • произвести чистку и промывку;
  • заменить неисправные элементы;
  • собрать и установить на двигатель;
  • произвести регулировку.

Снятие карбюратора «Солекс» с двигателя

Необходимые инструменты:

  • шлицевая и крестовая отвёртки;
  • ключи на 7, 8 (2 шт), 10, 13 (лучше накидной).

Порядок выполнения:

  1. Поднимаем капот.
  2. Используя ключ на 10, откручиваем гайку фиксации крышки воздухофильтра.
  3. Отщёлкиваем защёлки (4 шт).Сборка и разбор карбюратора: снятие крышки воздушного фильтра

    Для снятия фильтра нужно открутить гайку и отжать защёлки

  4. Извлекаем воздушный фильтр из «кастрюли».
  5. Ключом на 8 отворачиваем гайки крепления корпуса воздухофильтра.
  6. Ключом на 7 ослабляем винт хомута на шланге отвода газов. Снимаем этот шланг.
  7. Демонтируем корпус фильтра.Сборка и разбор карбюратора: снятие корпуса воздушного фильтра

    Для снятия корпуса фильтра нужно отвернуть 4 гайки

  8. Отсоединяем провода от вывода клапана ЭПХХ и от контакта болта регулировки количества.Отсоединение проводов

    Отсоединяем наконечники проводов от клапана и от контакта винта количества

  9. Отсоединяем вакуумный шланг от штуцера.Вакуумный шланг

    Отсоединяем вакуумный шланг от штуцера

  10. Ключом на 7 ослабляем хомуты на топливоподводящем шланге и на шланге «обратки». Снимаем их.Пытаемся уменьшить расход топлива: проверяем работу топливных шлангов

    Отсоединяем топливные шланги

  11. Снимаем шланг вентиляции картера.Шланг вентиляции картера

    Отсоединяем шланг вентиляции картера

  12. Двумя ключами на 8 отпускаем затяжку винта тяги воздушной заслонки. Отсоединяем трос привода.Тяга привода воздушной заслонки

    Снимаем тягу привода воздушной заслонки

  13. Снимаем пружину с привода заслонок.Возвратная пружина

    Снимаем пружину

  14. На секторе привода заслонок выводим из зацепления наконечник троса. Отсоединяем трос.Трос привода заслонок

    Отсоединяем трос привода дроссельных заслонок

  15. Ключом на 13 откручиваем гайки крепления корпуса карбюратора (4 шт).
  16. Отвёрткой откручиваем винт крепления модуля подогрева.
  17. Демонтируем карбюратор. Если он не снимается, поддеваем его корпус шлицевой отвёрткой.Сборка и разбор карбюратора: снятие карбюратора

    Снимаем карбюратор со шпилек

Под карбюратором должно быть три прокладки: верхняя (самая толстая), средняя (теплоизолирующая) и нижняя (уплотнительная).

Видео: демонтаж карбюратора «Солекс»

Разборка карбюратора «Солекс»

Необходимые инструменты:

  • крестовая отвёртка;
  • молоток;
  • сверло (спица) диаметром 2,5 мм;
  • ключи на 11, 13, 14;
  • пинцет;
  • шило;
  • зубочистки.

Порядок выполнения:

  1. Выкручиваем пять винтов крепления крышки крестовой отвёрткой. Отсоединяем крышку.Снятие крышки

    Откручиваем 5 винтов

  2. Используя сверло (спицу) и молоток, извлекаем ось поплавков. Демонтируем поплавки.Ось поплавков

    Отсоединяем ось поплавков

  3. Аккуратно отсоединяем от привалочной поверхности крышки прокладку из картона.Прокладка крышки

    Аккуратно снимаем картонную прокладку

  4. Ключом на 11 выкручиваем игольчатый клапан. Снимаем его.Игольчатый клапан

    Выкручиваем игольчатый клапан

  5. Ключом на 13 выворачиваем электромагнитный клапан. Снимаем с него уплотнитель, чашку, жиклёр.Снятие электромагнитного клапана

    Выкручиваем клапан, снимаем с него жиклер, уплотнитель, чашку

  6. Этим же инструментом выкручиваем пробку фильтра. Извлекаем фильтр.Сетчатый фильтр

    Откручиваем пробку, вынимаем фильтр

  7. Не меняя инструмент, выкручиваем топливный штуцер. Вынимаем его вместе с уплотнительным кольцом.
  8. Ключом на 14 выкручиваем болт крепления рычага воздушной заслонки. Снимаем его, стараясь не потерять расположенный под ним фиксирующий шарик и прижимную пружину.Рычаг управления воздушной заслонкой

    Снимаем рычаг

  9. Крестовой отвёрткой выкручиваем 4 винта на крышке пускового устройства. Снимаем её с диафрагмой и пружиной.Пусковое устройство

    Снимаем и разбираем пусковое устройство

  10. Этим же инструментом откручиваем 2 винта крепления воздушной заслонки. Извлекаем её ось из крышки карбюратора.Воздушная заслонка

    Снимаем воздушную заслонку

  11. Снимаем резиновый уплотнитель на трубке канала холостого хода.Уплотнительное кольцо

    Снимаем уплотнитель на трубке топливного канала

  12. Шлицевой отвёрткой отворачиваем винт держателя тяги воздушной заслонки. Снимаем его.Кронштейн тяги привода воздушной заслонки

    Снимаем кронштейн

  13. Ней же выкручиваем и вынимаем воздушные жиклёры дозирующих систем.Воздушные жиклеры

    Выкручиваем воздушные жиклёры

  14. Извлекаем распылитель, поддев его отвёрткой за верхний «носик».Распылитель

    Извлекаем распылитель, поддев его отвёрткой

  15. Отвёрткой выкручиваем топливные жиклёры. Если они не вытряхиваются из каналов, вытаскиваем их при помощи зубочистки.Топливные жиклёры

    Выкручиваем топливные жиклёры (при необходимости или, например, с целью уменьшить расход топлива, их можно впоследствие заменить)

  16. При помощи пассатижей аккуратно вынимаем из обеих камер диффузоры.Диффузоры

    Вынимаем диффузоры при помощи пассатижей

  17. Крестовой отвёрткой выкручиваем 4 винта крепления крышки насоса-ускорителя.Ускорительный насос

    Разбираем ускорительный насос

  18. Снимаем крышку с диафрагмой и пружиной.
  19. Крестовой отвёрткой откручиваем 3 винта крышки экономайзера режимов мощности. Снимаем её с диафрагмой и пружиной.Экономайзер мощностных режимов

    Разбираем экономайзер мощностных режимов

  20. При помощи шлицевой отвёртки выкручиваем жиклёр экономайзера. Извлекаем его.
  21. Отсоединяем контакт провода от винта регулировки количества.
  22. Шлицевой отвёрткой выкручиваем винт держателя провода. Снимаем провод.Отсоединение винта количества

    Отсоединяем наконечник провода винта, потом выкручиваем сам винт

  23. Выкручиваем и снимаем винт количества.
  24. Крестовой отвёрткой отворачиваем винт крепления привода дроссельных заслонок. Снимаем крепление.Сектор управления дроссельными заслонками

    Снимаем сектор управления дроссельными заслонками

  25. Шлицевой отвёрткой выкручиваем винт качества.
  26. Извлекаем его при помощи пинцета.
  27. Если винт вынулся без резинового уплотнителя, достаём его при помощи шила.
  28. Ключом на 11 откручиваем гайку крепления кулачка привода насоса-ускорителя. Снимаем кулачок вместе с шайбой, которая находится под ним.Кулачок привода ускорительного насоса

    Снимаем кулачок привода ускорительного насоса

  29. Крестовой отвёрткой выкручиваем винты крепления обеих заслонок. Снимаем заслонки.
  30. Снимаем с оси заслонки первой камеры пружину и пластиковую втулку.
  31. Снимаем ось первой камеры.
  32. Шлицевой отвёрткой поддеваем и снимаем стопорную шайбу оси заслонки второй камеры. Снимаем ось.Дроссельные заслонки

    Отсоединяем и снимаем дроссельные заслонки — карбюратор полностью разобран. Сборка осуществляется в обратном порядке

Важно: не отсоединяйте заслонки и не снимайте их оси без необходимости! При неумелом монтаже возможен их перекос, что приведёт к неполному открытию или закрытию!

Чистка и промывка карбюратора «Солекс»

Необходимые средства:

  • компрессор или насос с сужающимся штуцером на конце шланга;
  • жидкость для чистки карбюраторов в аэрозольном баллончике или ацетон;
  • зубная щётка (лучше детская);
  • тонкая деревянная лопатка;
  • зубочистки;
  • чистая тряпка.

Перед промывкой карбюратора рекомендуется замочить отсоединённые элементы в специальной жидкости для промывки на 8–10 часов. Это не относится к изделиям из резины и пластика!

Если у вас нет столько времени, обработайте детали с внешней и внутренней стороны жидкостью для промывки карбюраторов и выждите 30 минут.

Чистка карбюратора

Жидкость для чистки карбюратора

Наружные загрязнения удобнее всего удалять при помощи зубной щётки. Отложения грязи на внутренней поверхности крышки и корпуса карбюратора удаляются при помощи тонкой деревянной лопатки, обёрнутой чистой тряпкой.

После промывки детали, имеющие внутренние отверстия (жиклёры, диффузоры, трубки, а внутренние каналы крышки и корпуса карбюратора) нужно продуть струёй сжатого воздуха (желательно не менее 6 атмосфер).

Замена неисправных элементов и сборка карбюратора «Солекс»

При полной разборке карбюратора рекомендуется заменить все его элементы, которые имеют следы повреждения или деформации. Лучшим решением при самостоятельном ремонте устройства будет приобретение ремонтного комплекта, куда входят все детали, которые могут подлежать замене:

  • жиклёры;
  • пружины;
  • уплотнители;
  • диафрагмы;
  • прокладки (крышки и корпуса карбюратора);
  • игольчатый клапан;
  • фильтр;
  • винты (качества, количества);
  • ремонтные шпильки и др.Замена неисправных деталей карбюратора

    Сборка/чистка или иные действия с карбюраторомпроизводятся с помощью ремкомплекта карбюратора «Солекс»

Заменив выбракованные элементы, приступаем к сборке карбюратора. Её производим в порядке, обратном к описанному выше. Крышку карбюратора к корпусу не прикручиваем!

Возможные проблемы при настройке ХХ

При закручивании винта количества двигатель никак не реагирует. Эта неполадка может возникнуть при поступлении в диффузор холостого хода большого количества топлива. Причин для этого может быть несколько:

  • установлен жиклёр ХХ большего размера, чем необходимо;
  • плохо закручена заглушка или электромагнитный клапан, поэтому происходит подсос бензина, минуя жиклёр ХХ;
  • деформирован жиклёр или его посадочное место.

Чтобы выявить конкретную причину вышеуказанной неполадки, необходимо при работающем двигателе отключить провод от клапана, при этом мотор должен сразу отключиться. Если это произошло, вероятнее всего, установлен жиклёр ХХ не того размера. Когда двигатель при отключении питания клапана не глохнет, значит, топливо поступает, минуя систему ХХ, в том числе и сам жиклёр.

Для устранения неисправности сначала снимаем заглушку или электромагнитный клапан и проверяем состояние жиклёра и посадочного места на предмет отсутствия деформаций. Если повреждено посадочное место, придётся заменить крышку карбюратора. В том случае, когда не выявлено повреждений и деформирования, надеваем жиклёр на электромагнитный клапан и смазываем маслом уплотнительное кольцо. Затем закручиваем жиклёр ключом, зажав его одним пальцем без особых усилий.

Снятие и установка Solex

Для того чтобы произвести ремонт или продувку (промывку) карбюратора, его необходимо снять. Снимается узел достаточно просто, это может сделать практически любой автомобилист самостоятельно. Снимаем устройство следующим образом:

  • выключаем зажигание, в первую очередь производим съем корпуса воздушного фильтра;
  • демонтируем с привода дроссельной заслонки возвратную пружину;
  • отсоединяем трос газа;Снятие и установка Solex
  • отворачиваем крепления тросика подсоса;
  • откручиваем четыре гайки, на которых крепится сам корпус карбюратора;
  • демонтируем узел.

Установка производится в обратной последовательности.

Проблемы с ускорительным насосом

Ускорительный насос служит для стойкой и своевременной подачи топливной струи сквозь неприкрытую карбюраторную заслонку. Лишённый силы поток или капание не считаются нормой. Растёкшееся топливо по стенкам диффузора также принимается за отклонение.

Носы насоса ускорения вставляются в разные камерные отсеки. Однако для резвости их можно установить только в первичную, что в исключительных случаях будет сулить чрезмерным переливом.

Неисправности карбюратора и их причины

Двигатель автомобиля — сложная система, в которой одинаковые симптомы неисправностей могут быть обусловлены различными причинами.

Двигатель не запускается или запускается с трудом

Двигатель не заводится или заводится с трудом — иногда «схватывает», но пуск не происходит.

Чаще всего неисправность следует искать в системе зажигания. Однако причиной этого может стать и карбюратор.

Подаваемая в двигатель смесь может быть излишне обогащена или, наоборот, обеднена.

То есть бензина в смеси может быть больше или меньше нормы. В первом случае свечи зажигания становятся мокрыми от топлива, во втором — абсолютно сухими.

Свечи могут оставаться сухими и в том случае, если из карбюратора полностью испарился бензин.

Это может произойти после длительной стоянки на жаре.

Причиной отсутствия топлива в карбюраторе может стать грязная сеточка — фильтр под пробкой на входе.

Сетчатый фильтр

Грязная «сеточка» тоже может стать причиной отсутствия топлива в карбюраторе

Гораздо хуже, когда подачу бензина перекрывает залипшая игла клапана поплавковой камеры.

Если лёгкое постукивание по корпусу карбюратора не помогает, и игла не становится на место, для восстановления работоспособности придётся снимать верхнюю крышку.

Игольчатый клапан

Подачу бензина может перекрыть залипшая игла клапана поплавковой камеры

После снятия крышки следует проверить, не заедают ли поплавки при перемещении внутри камеры.

Это тоже может стать причиной отсутствия топлива в карбюраторе.

Хуже всего, когда топливо не попадает в двигатель по причине засорённых жиклёров карбюратора. В этом случае требуется чистка жиклёров.

Смесь может быть бедной не только из-за недостатка бензина, но и из-за избытка воздуха.

Если всё отрегулировано правильно, воздушная заслонка почти полностью закрыта.

Она слегка приоткрывается во время пуска, регулируя состав смеси.

Если механизм заедает, заслонка открыта — воздух неограниченно поступает в карбюратор и меняет состав смеси.

Воздушная заслонка

В «нормальном» состоянии воздушная заслонка почти полностью закрыта

Необходимо снять воздушный фильтр, осмотреть заслонку и проверить, насколько свободно она перемещается.

Затем следует оценить состояние привода и отрегулировать его в случае необходимости.

Неправильное положение заслонки может быть вызвано нарушением регулировки пускового механизма.

Он должен лишь слегка поворачивать заслонку, предотвращая избыточное обогащение. Следует проверить настройку пускового механизма.

С помощью электромагнитного клапана экономайзер перекрывает подачу бензина в карбюратор во время торможения двигателем и после выключения зажигания.

Если этот клапан не включается, двигатель не запустится. Для проверки клапана нужно при включённом зажигании снять, а затем вернуть на место управляющий провод.

Важно не перепутать это провод с проводом винта регулировки количества. Если при этом слышны щелчки — клапан работоспособен.

Если щелчков нет — нужно, отсоединив проводку, подать на клемму питание отдельным проводом с плюса батареи.

Если щелчки появились, причину неисправности следует искать в ЭПХХ. Если нет — нужно заменить клапан.

Может случиться и так, что электромагнитный клапан немного открутился, или засорился жиклёр, которым он управляет.

В первом случае клапан нужно затянуть, а во втором — снять клапан, вытащить жиклёр и прочистить канал.

Электромагнитный клапан может стать причиной ещё одной неприятности.

Если под ним износилось уплотнительное кольцо, в карбюратор начинает поступать избыточный воздух и обеднять смесь.

К аналогичным результатам приводит износ уплотнителя винта качества и любой подсоединённой к карбюратору трубки.

При мокрых свечах в смеси настолько много топлива, что оно не воспламеняется от искры.

Причин может быть всего три:

  • неправильная регулировка пускового устройства;
  • завышенный уровень топлива в поплавковой камере;
  • неисправность игольчатого клапана.

Первые два случая устраняют регулировкой карбюратора. При выходе из строя игольчатого клапана его заменяют.

Мокрая прокладка под крышкой карбюратора

Избыток бензина в смеси, обусловленный неисправными элементами поплавковой камеры, часто виден по мокрой прокладке под крышкой карбюратора.

В обычных условиях прокладка сухая. Если бензина в камере больше нормы, она пропитывается топливом.

Причину мокрой прокладки определить довольно сложно. При этом уровень бензина в камере после снятия крышки может быть в норме.

Свечи могут быть сухими, но покрытыми чёрным нагаром. Прежде чем перебирать карбюратор, следует внимательно осмотреть поплавковый механизм с игольчатым клапаном.

Если клапан неисправен, его нужно заменить.

Однако существуют и скрытые неисправности, которые легко не заметить.

Это прежде всего нарушение герметичности камеры и незначительные заедания поплавка.

Именно они часто служат причиной мокрой прокладки.

Нестабильный холостой ход

Неисправности карбюратора, являющиеся причиной нестабильной работы на холостом ходу, часто проявляют себя аналогично неправильно выставленному зажиганию.

Прогретый до рабочей температуры двигатель «троит», «стреляет» в карбюраторе или в глушителе, из выхлопной трубы вырываются клубы чёрного дыма.

Если зажигание в порядке, причину следует искать в качестве смеси. «Хлопки» в карбюраторе являются следствием недостатка топлива, обеднённой смеси.

«Выстрелы» же в выхлопной трубе, напротив, происходят по причине слишком богатой топливом смеси.

В другом случае двигатель не держит обороты на холостом ходу, глохнет при выключении «подсоса».

Иногда ситуацию можно на время исправить регулировкой винтов качества и количества.

Однако полностью стабилизировать холостой ход практически невозможно, если по какой-то причине воздушная заслонка не открывается полностью.

Нередко такое поведение двигателя связано с нарушением герметичности и поступлением дополнительного воздуха через изношенные уплотнители и подсоединённые к карбюратору трубки, а также с загрязнением жиклёров.

Причиной нестабильной работы на холостом ходу может стать сильно загрязнённый воздушный фильтр.

Проверить это очень просто. Достаточно сравнить работу двигателя с фильтром и без него.

Для принудительного обогащения смеси в карбюраторах «Солекс» предусмотрен подсос — закрытая воздушная заслонка.

Обычно он включается при запуске и держится до достижения двигателем рабочей температуры.

По мере прогрева мотора воздушная заслонка постепенно закрывается.

С полностью убранным подсосом двигатель сможет работать ровно, если прогреется до 80–90оС.

Провалы двигателя

Провалами называют перебои в работе двигателя, возникающие при нажатии на педаль акселератора.

Часто малозаметные провалы следуют один за другим, вызывая лишь незначительные вибрации, но бывает, что двигатель глохнет.

Таблица: провалы двигателя и их возможные причины

Проявление провала Условия Возможная неисправность карбюратора
кратковременный провал продолжительностью 1–2 секунды
  • плавное нажатие на «газ»;
  • холостой ход или трогание с места;
  • обороты холостого хода в норме;
  • динамика после провала хорошая.
  • засорение переходной системы первой камеры;
  • неисправность ускорительного насоса.
серия провалов и подёргиваний
  • плавное нажатие на «газ»;
  • езда на малой и средней скорости.
  • засорение главных топливных жиклёров;
  • засорение каналов и эмульсионных трубок;
  • главный жиклёр не завёрнут до конца;
  • установлен жиклёр меньшего размера, чем требуется (от другой модификации карбюратора);
  • недостаток бензина в поплавковой камере;
  • нарушение герметичности;
  • засорение сетчатого фильтра.
одиночный провал или серия неустойчивые обороты холостого хода
  • засорение жиклёра холостого хода;
  • незакрученный жиклёр холостого хода;
  • засорение каналов системы холостого хода;
  • неисправность экономайзера холостого хода;
  • неисправность электромагнитного клапана;
  • нарушение герметичности.
одиночный провал или серия
  • повышенная нагрузка на двигатель;
  • занижена мощность двигателя;
  • плохая динамика.
  • неисправность эконостата;
  • засоры каналов, жиклёров, эмульсионной трубки или колодца второй камеры;
  • заедание заслонки второй камеры;
  • недостаток топлива в поплавковой камере.
провал резкое нажатие на «газ» в движении или на холостом ходу
  • неисправность ускорительного насоса;
  • недостаток топлива в поплавковой камере.

Поплавковый карбюратор составляет подавляющее большинство современных карбюраторов. Поплавковые карбюраторы при прочих равных условиях обеспечивают самые стабильные параметры смеси на выходе и обладают самыми высокими эксплуатационными качествами.

Характеристики и цена карбюратора

Карбюраторы марки Солекс имеют следующие характеристики:

  • Диаметр камер смешения – 32 мм.
  • Сечение диффузора – 21 мм (1 камера) и 23 мм (2 камера);
  • Зазор воздушной заслонки – 2,5 мм;
  • Зазор дроссельной заслонки – 1,1 мм;
  • Диаметр перепуска – 0,7 мм;
  • Диаметр игольчатого клапана – 1,8 мм.

По состоянию на апрель 2017 года цена карбюратора составляет от 4050 р. до 7000 р. – в зависимости от модификации и комплектности.

Мастер на все руки: настройка карбюратора Солекс 21083

На фото — карбюратор Солекс 21083, имеющий минимальное сечение диффузоров

Регулировку карбюратора используют в нескольких случаях. Например, после прочистки воздушных фильтров, при наступлении холодов или после того, как был проведён ремонт этого механизма.

Настройка холостого хода

К регулировке холостого хода рекомендуется приступать только тогда, когда предыдущий этап настройки уже закончен. Для настройки этого параметра необходимо:

  • Закрутить винт качества против часовой стрелки до упора. Эта деталь находится в отверстии подошвы карбюратора.
  • Вкрутить винт качества на шесть оборотов вправо.
  • Запустить мотор и убрать весь подсос бензина.
  • Найти винт количества, с его помощью настроить минимальную частоту вращения для двигателя. Лучше всего, если механизм будет работать в режиме 900-1200 оборотов.
  • Медленно и аккуратно закручивать винт качества до тех пор, пока мотор не станет работать в неустойчивом режиме. После этого необходимо восстановить устойчивую работу путём закручивания винта в противоположную сторону на один-полтора оборота.
  • Вращением винта контроля количества установить холостой ход на 850-900 оборотов в минуту, при необходимости можно докрутить винт качества.

Регулировка разных типов карбюратора осуществляется по одной схеме

Проблемы с настройкой холостого хода могут возникнуть из-за дефекта жиклёра, «стороннего» подсоса бензина, например, при неплотном закрытии электромагнитного клапана или заглушки, или неправильно подобранного жиклёра по размеру.

Стоит отметить, что этот механизм не рекомендуется ставить на двигатели с объёмом более полутора литров, так как это может привести к нарушению работы мотора на больших оборотах. Также для увеличения мощности базового карбюратора лучше всего заменить оригинальные жиклёры.

И ещё один важный момент – настройку карбюратора необходимо производить только при прогретом двигателе.

Регулировка многих разновидностей карбюраторов выполняется примерно по таким же принципам. В зависимости от производителя похожая схема может быть актуальна также для регулировки этого механизма на скутере, может применяться и для мотоцикла. Но если транспортное средство находится на гарантии, производить самостоятельную настройку карбюратора не рекомендуется. В этом случае при необходимости воспользоваться правом на гарантийный ремонт в официальном сервисном центре компании-производителя специалисты могут отказать в оказании этих услуг. К отечественным транспортным средствам это почти не относится, но на большинстве иномарок должна сохраняться заводская комплектация до конца гарантийного срока, тогда автовладелец сможет при необходимости совершенно спокойно обратиться в сервисный центр.

Таким образом, провести регулировку карбюратора автомобиля ВАЗ 2105, 2106 и других довольно просто, для этого не обязательно обращаться к специалистам, можно выполнить настройку этого механизма своими руками.

Что представляет собой карбюратор Солекс 21083?

Солекс 21083 – один из самых популярных отечественных карбюраторов. В основном устанавливается на 1,5-литровые двигатели российского и советского производства, хотя нередко их можно увидеть, например, на старых карбюраторных японских автомобилях, так как это по конструкции они значительно проще аналогов. Нормально работать этот карбюратор будет лишь при бесконтактной системе зажигания, ввиду ряда технических особенностей. Существует множество вариантов карбюратора «Солекс», однако, 21083 – это базовый вариант. Именно он пользуется наибольшей популярностью, так как легко модифицируется путём установки разных жиклёров, или даже расточки диффузоров. Не рекомендуется устанавливать «Солекс 21083» на автомобили с рабочим объёмом более 1,5 литров. Машина, конечно, будет ехать, но провал в динамике будет очевидным, тут уже не поможет установка жиклёров бОльшей проходимости.

21073-1107010 и другие модификации карбюратора Солекс

На сегодняшний день на рынке автозапчастей присутствуют следующие модели карбюраторов:

  • 21083 – универсальная модель, подходящая для любого двигателя объёмом не свыше 1500 куб. см. На более объёмные движки его ставить не имеет смысла: на высоких оборотах он «задушит» двигатель, сечение диффузоров не позволяет создавать топливную смесь надлежащего состава. Однако настройка карбюратора Солекс этой модификации, использование дополнительных деталей из ремкомплекта и механическая проточка позволяет создать на базе 21083 любую другую модель Солекса.
  • 21053 – модель, более подходящая для продольного двигателя от ВАЗ-2105. С минимальной настройкой может применяться на любом двигателе соответствующего объёма.
  • 21073 – «Нивовский» двигатель, может применяться на двигателях объёмом до 1700 куб. см. Главное отличие – это два штуцера для рециркуляции.
  • 21041 – единственный Солекс, подходящий для двигателей свыше 1800 куб. см. Выпускается в нескольких модификациях, главное отличие между которых – это наличие или отсутствие штуцера под вакуумный определитель зажигания.

В целом же при наличии времени и желания регулировка карбюратора Солекс позволяет использовать их на любых двигателях. Разница лишь в том, на каком уровне оборотов они перестанут справляться со своей работой. Так, к примеру, если требуется приемистый и мощный двигатель для низких оборотов – можно ставить 21083 даже на объём свыше 1,5 л, но при этом на оборотах свыше 4,5 тыс. двигатель просто задохнётся.

Настройка и регулировка карбюратора

Настройка карбюратора Солекс включает в себя следующие стадии:

  1. Подстройка уровня топлива. Для этого надо снять верхнюю крышку и замерить уровень бензина в поплавковой камере. В норме там должно быть 24-25 мм. Если бензина слишком много, нужно удалить излишки и подогнуть держатели поплавков. Если слишком мало – то подогнуть в обратную сторону.
  2. Регулировка холостого хода. Осуществляется с помощью вращения отвёрткой винта качества. В норме устойчивая работа должна быть на 850 об/мин.
  3. Подборка жиклеров. Начинать следует с топливного для первой камеры, а затем переходить к воздушным.
  4. Регулировка УН. В норме струя должна попадать между диффузором и заслонкой. При этом топливо должно поступать струйкой, а не каплями.

Обслуживание карбюратора Солекс: отрегулировать или заменить?

Техническое обслуживание карбюратора включает в себя:

  • смену расходных элементов;
  • прочистка деталей (жиклеров, форсунок и т. д.);
  • регулировку механических деталей (заслонок, тяг и т. д.);
  • проверка отсутствия утечек.

Порядок технического обслуживания (ТО) устанавливается фирмой-изготовителем. Кроме того, при обнаружении неисправностей следует либо провести регулировку деталей, либо заменить неисправные.

Источники

  • http://motorstory.ru/repair/engine/karbyuratory-soleks-21083-i-drugix-modifikacij/
  • https://hyundai-kia52.ru/obsluzhivanie/karbyurator-soleks-21083-ustroystvo-regulirovka-nastroyka.html
  • https://gazykt.ru/drugoe/karbyurator-soleks-vaz-21083-ustrojstvo-nastrojka-i-regulirovka.html
  • https://pol-z.ru/sborka-karbyuratora-soleks/
  • https://VipWash.ru/karbyuratory/nastroika-karbyuratora-soleks
  • https://avtobrands.ru/karbyurator-soleks-21083-ustrojstvo-regulirovka-nastrojka/
  • https://CarExtra.ru/remont/regulirovka-karbyuratora-soleks-21083.html
  • https://motorltd.ru/sborka-karbyuratora-soleks/
  • https://varebux.ru/nastroyka-karbyuratora-vaz-21083-zavodskiye-nastroyki/
  • https://smotri-dtp.ru/voprosy-i-otvety/nastrojka-karbjuratora-soleks-21083.html
  • https://kalina-2.ru/remont-vaz/karbjurator-soleks-21083-shema-i-ustrojstvo

Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Adblock
detector