Наконечники поперечной рулевой тяги: почему от них зависит ваша безопасность
Вышедшие из строя наконечники поперечной рулевой тяги не только снижают комфорт передвижения на автомобиле, но также могут представлять реальную угрозу безопасности. Давайте вместе посмотрим на то, какие сюрпризы может преподнести одна из самых простых конструкций в автомобиле, почему при выявлении неисправности ее ремонт лучше доверить профессионалам, как определить поломку, и стоит ли сразу менять рулевой наконечник при первых признаках повреждения?
Устройство рулевого наконечника
В устройство рулевого наконечника входят восемь деталей:
- Отцентрованный корпус с осью;
- Удлиненная часть корпуса с наружной резьбой;
- Прокладка из тефлона, установленная в чашку корпуса. Она предотвращает износ пальца или внутренней части корпуса;
- Пружинный элемент, придающий эластичности шаровому механизму;
- Нижняя заглушка, в которую внутри упирается пружина;
- Шаровый палец. В верхней части на нем сделана наружная резьба и отверстие для установки шплинта, фиксирующего гайку. Нижняя часть выполнена в сферической форме по типу головки, входящей в сустав в скелете человеческого тела;
- Пластиковый или силиконовый колпачок, предотвращающий попадание влаги и грязи внутрь корпуса;
- Стопорная шайба, фиксирующая колпачок на его месте.
Принцип работы рулевой тяги
Работает рулевой наконечник по тому же принципу, что и суставы в теле человека. Максимально его устройство похоже на тазобедренный или плечевой суставы. Палец со сферической головкой прочно зафиксирован в чаше корпуса.
Во время езды колеса перемещаются в вертикальной и горизонтальной плоскости, но при этом они еще и поворачиваются. Если палец наконечника будет жестко фиксироваться на поворотном кулаке колеса, при малейшей же кочке деталь сломается.
Благодаря подвижности пальца, на котором закреплен поворотный элемент, рулевая рейка сохраняет свое положение (ее можно жестко зафиксировать), но это не мешает незначительному перемещению колеса.
В зависимости от того, в какую сторону он хочет повернуть машину, он выворачивает руль. Тяги, к которым прикреплены наконечники, перемещаются относительно друг друга, а вместе с ними усилия передаются и на крепление колес.
Конструкция
Внешне наконечник — стальной стержень, на одном конце которого шарнир, на втором – резьба, служащая для подсоединения к рейке либо редуктору. Палец наконечника вставляется в специальное отверстие кулака и закрепляется гайкой со шплинтом. Если говорить подробнее, наконечник тяги состоит из:
- металлического цилиндра, закрытого снизу заглушкой;
- поджимной пружины, размещенной между ней и пятой;
- шарового пальца;
- чехла (пыльника) из силикона либо резины;
- пластикового вкладыша.
Последний элемент необходим для того, чтобы палец свободно вращался в любом направлении, а благодаря пружине ликвидируется на какое-то время люфт, образующийся при эксплуатации авто. При выходе наконечника из строя деталь заменяется целиком, т. к. имеет неразборную конструкцию. Есть и составные запчасти, когда-то популярные в Советском Союзе (из-за дефицита запчастей), но они сегодня практически не используются из-за невысокой надежности.
Функциональное предназначение рулевых наконечников
В современном автомобиле передачу поступательных движений от рулевой колонки к колесам выполняют наконечники рулевой тяги. Эти устройства представляют собой шарнирный механизм, состоящий из подвижного рулевого пальца, пыльника, вкладышей, опорной шайбы и пружины. Длина и форма этих элементов подбираются производителями в зависимости конструктивных и технических особенностей конкретной марки и модели транспортного средства. К сожалению, даже самые прочные и надежные наконечники имеют сравнительно не очень большой срок службы, который значительно сокращается при активной эксплуатации машины на дорогах с плохим покрытием в условиях повышенной влажности и частой смены температурного режима. Именно поэтому многие автомобильные производители относят их к расходным материалам, настоятельно рекомендуя менять эти узлы примерно каждые сорок тысяч километров. Чаще всего сначала из строя выходят пыльники, выполняющие защиту механизмов от попадания песка и грязи.
Признаки неисправности наконечника рулевой тяги:
- биение или небольшая тряска рулевого колеса;
- увеличение свободного хода руля;
- изменение усилия при повороте рулевого колеса;
- появление посторонних звуков в местах соединения механизмов рулевой тяги.
Наличие любого из этих признаков прямо указывает на то, что требуется срочная замена наконечника рулевой тяги, так как их неисправность может стать причиной отказа рулевого управления и аварии на дороге. Без специального оборудования и фирменных инструментов выполнить эту работу весьма проблематично. Поэтому лучше сразу обратиться к профессионалам, ведь стоимость замены рулевых наконечников находится на приемлемом уровне, вполне доступном для многих отечественных автолюбителей.
Срок службы рулевых наконечников
Несмотря на важность рулевых наконечников как детали, срок их службы весьма ограничен.
Наконечники не являются технически сложной деталью, но это не уменьшает их важность в рулевом управлении автомобиля. Примерный срок службы, на который рассчитаны наконечники, составляет раз в 10 меньше, по сравнению с тем же двигателем, и, доходит до отметки в 30 000 — 40 000 километров пробега. На этом моменте многие автолюбители могут возразить, мол, по регламенту то наконечники меняются реже — на пробегах от 50 000 — 60 000 километров. И они будут правы, но только отчасти.
Суровая действительность и отечественные дороги, в буквальном смысле накладывают определенный отпечаток на подвеску автомобиля. Некачественное дорожное покрытие, повышенная влажность, пыль, грязь, химические реагенты — все это сильно отражается на состоянии элементов подвески и рулевого управления. И наконечники в данной ситуации не становятся исключением, поэтому проблема их поломки на пробегах от 20 000 — 30 000 километров — вещь вполне обыденная для многих продвинутых автолюбителей.
Для чего нужен наконечник рулевой тяги?
Когда водитель с комфортом поворачивает руль, он управляет рулевым механизмом, который преобразует это вращательное движение в линейное, поворачивая передние колеса в нужном направлении. Проблема заключается в том, что рулевой механизм надежно соединен с кузовом, но колеса упруго подвешены и пружинят на неровностях, слегка смещаясь не только вверх и вниз, но вперед и назад в зависимости от конструкции шасси. Так как же имеющие возможность двигаться в трех направлениях пространства колеса стабильно и точно соединяются с рулевым механизмом?
Ответ на вопрос дает человеческое тело, в частности тазобедренный и плечевой суставы. Они работают как шаровой тип шарнира, состоящий из сферической части и его полукруглого гнезда, между костными образованиями которых находится небольшое количество так называемой синовиальной жидкости, выполняющей роль смазки, снижающей трение.
Точно по такому же инженерному принципу построен и наконечник рулевой тяги, который состоит из металлического стержня с нарезанной на нем резьбой и шарнира с другой стороны. Элемент располагается на звене между рулевым механизмом, рулевой тягой и поворотным кулаком колеса:
Это обеспечивает постоянное расстояние между направляющей частью рулевого механизма и рычагом рулевого управления поворотной оси и, следовательно, точное соблюдение колейности.
Обязательно исполнение условия: свобода передвижения наконечника поперечной рулевой тяги.
В зависимости от конструкции рулевая тяга может иметь рулевые наконечники с обоих ее концов либо резьбовое окончание с одной стороны и рулевой наконечник с другой
«Это простая, но эффективная система, которая не имеет недостатков, присущих винтореечному типу привода передних колес. В свою очередь, винтореечный тип обычно добавляет больше веса автомобилю, требует больших усилий при управлении автомобилем и зачастую обладает «мертвой зоной» в центральной части. В наши дни последний тип рулевого управления обычно используется на более громоздких и менее быстрых транспортных средствах – грузовиках и автобусах».
Из-за чего возникают неисправности наконечника рулевой тяги?
Хотя шаровый механизм рулевого наконечника и подвижен, нередки случаи, когда он выходит из строя. Вот несколько причин этому:
Халатность водителя – несвоевременная диагностика. Ее очень легко выполнить при сезонной смене резины. Колеса все равно снимаются. Это хорошая возможность, чтобы провести визуальный осмотр детали;
- Неисправности в рулевом механизме могут увеличивать нагрузку на эти элементы;
- Из-за плохого качества дороги увеличивается механическая нагрузка на втулку шарнира;
- Естественный износ пластикового колпачка или тефлонового вкладыша;
- Сломалась пружина под пальцем.
Диагностируется неисправность наконечника достаточно легко. Часто неисправности запчасти сопровождается стуками, когда машина едет по неровностям или поворачивает. Обычно эти звуки доносятся с одной стороны, потому что крайне редко детали выходят из строя одновременно.
Если управление ухудшилось – это еще одна причина заглянуть на рулевые наконечники. При этом может увеличиться люфт руля (подробности об этом параметре рассматривалось немного ранее ). Также поломка проявляется в стуках, отдающих в руль во время выполнения маневров и сопровождающихся отчетливыми щелчками.
Игнорирование подобных признаков – неизбежная авария в последующем, потому что критический люфт руля или ощутимые изменения при его поворачивании дестабилизируют транспортное средство на большой скорости.
Когда пора менять рулевые тяги и наконечники? Главные признаки поломок
Порой мы ездим на неисправном автомобиле и миримся с этим, даже не зная о наличии поломки. Это небезопасно, так как производитель предусмотрел полную защиту от непредвиденных реакций авто на дороге только в том случае, если все работает качественно и исправно. Поэтому стоит внимательно следить за основными узлами транспортного средства и не забывать о том, что иногда автомобилю необходим ремонт. В ином случае придется сильно пожалеть о том, что вы не сделали качественную диагностику и вовремя не заменили деталь. Многие аварии в России происходят именно потому, что транспортные средства не обслуживаются годами. Ежегодно стоит проходить минимум один раз полную диагностику ходовой части, а также рулевого управления. Не лишней будет и диагностика силового агрегата на предмет ошибок датчиков и различных программных сбоев в прошивке.
Но самыми главными узлами для безопасности остаются детали рулевого управления и системы торможения. Сегодня мы коснемся первой системы — рулевого управления автомобиля. Проблема в том, что постепенный выход из строя большинства деталей этого оборудования не всегда заметен водителю. Ничего не стучит и не гремит, не издает других посторонних звуков. Но постепенно меняется функциональность элементов, и начинаются проблемы, которые крайне сложно найти и искоренить. Практически на всех машинах старше 5 лет после поездки по российским дорогам рулевое управление требует постепенного качественного ремонта. В частности, тяги и наконечники выходят из строя и начинают менять особенности рулевого управления. Конечно, это приводит к опасным ситуациям и другим неприятностям. Сегодня мы разберемся в том, когда же нужно менять эти детали?
Как диагностировать тяги и наконечники самостоятельно?
В большинстве современных машин нет свободного доступа к данным узлам. Производители предусмотрительно устанавливают специальные пластиковые крышки на двигатель, которые не позволяют заглянуть в основные системы. Но на бюджетном транспорте можно легко найти место установки рулевой рейки, а также просмотреть работу наконечников, которые оказываются доступными под колесными арками. Несмотря на такой простой доступ, нужно знать, как стоит диагностировать данные изделия. Иначе процесс проверки не сможет пройти качественно.
Итак, основные особенности диагностики:
- нужно понимать, что в тягах выходят из строя две детали — резьба на месте прикручивания наконечника и сайлентблок, соединяющий тягу с рейкой, если таковой есть в вашей конструкции;
- нужно посадить помощника за руль, попросить его качать рулевым колесом от упора до упора, а самому рукой взяться за тягу, посмотрев, где проявляется небольшой стук, также визуально осмотрите сайлентблоки;
- далее нужно вывернуть колеса до упора влево и подойти к левой стороне, запустив руку под арку, нащупайте наконечник и подергайте за него, люфт может присутствовать только еле заметный;
- такую же операцию повторите с наконечником с правой стороны, повернув руль до упора вправо, обычно этого достаточно, чтобы получить сведения о состоянии данной системы, но это еще не все;
- также внимательно осмотрите все уплотнительные резинки, пыльники и крепежные детали, чтобы на них не было трещин, порывов, следов износа, в ином случае их следует сразу заменить.
Проверять так рулевую систему следует дважды в год. Обычно это делают перед зимним сезоном и после него. Именно зимой неточная работа руля станет причиной значительных проблем с вашим автомобилем и безопасностью поездки. Если же рулевая система работает качественно, то никаких проблем с ее эксплуатацией в любой сезон не будет. Очень важно выполнять диагностические работы внимательно. Вам понадобится качественный фонарик, чтобы увидеть скрытые в различных полостях детали. Вы потратите 10 минут, но зато будете точно знать, что с данными деталями все нормально.
Симптомы
При игнорировании неисправности рулевой тяги при первом же сильном ударе о препятствие или попадании в яму палец просто вырывает из гнезда. В итоге машина становится неуправляемой, т. к. колесо перестает подчиняться воздействию рулевого механизма. Как проверить наконечники? Нужно присмотреться и прислушаться к симптомам:
- появление частых глухих звуков на поворотах и при езде по ухабам;
- прослушивание стука с одной стороны (такое бывает чаще, чем с двух сразу);
- при вхождении в поворот, особенно на скорости может ощущаться постукивание в руле;
- при сильном износе при управлении автомобилем приходиться испытывать сложности: колеса не «хотят» ехать по прямой;
- появляется ощутимый люфт рулевого колеса.
Важный момент: все вышеперечисленные признаки неисправности рулевых наконечников могут свидетельствовать о том, что налицо изнашивание маятника либо подшипника сошки. Поэтому сначала следует тщательно проверить состояние наконечников.
Какие признаки срочной необходимости ремонта рулевой системы?
Обычно автомобили в наше время оснащены усилителями, поэтому далеко не все проблемы чувствуются сразу на руле. Рулевая рейка принимает удар на себя, и это может никак не сказываться на общей работе механизма. Но в определенный период вскроются проблемы, которые могут привести к серьезным последствиям. Поэтому стоит внимательно относится к любым, даже минимальным, изменениям в системе автомобиля. В ином случае проблемы могут оказаться аварийными. На машинах без усилителей неисправности данного механизма чувствуются лучше.
По каким признакам можно определить неисправность рулевых наконечников?
Основным из них является биение и ощутимая вибрация рулевого колеса. Это связано с тем, что элемент полностью исчерпал свой ресурс, находится в неисправном состоянии, и нуждается в замене. Однако, этот признак может указывать и на наличие других проблем с рулевым управлением или ходовой частью автомобиля. В случае возникновения подозрений относительно исправности детали, необходимо выполнить простое тестирование, проведение которого поможет подтвердить, либо опровергнуть их.
Признаки неисправности рулевых наконечников распознать довольно просто. Например, при движении начинает появляться характерный звук, больше похожий на стук. Зачастую он усиливается при вхождении в поворот, разгоне, резком торможении, езде по дороге с неудовлетворительным состоянием покрытия. Если же стук по прежнему продолжает присутствовать, при этом с каждым разом увеличивается его величина, необходимо немедленно провести диагностику рулевой системы автомобиля, в частности проверить наконечники, чтобы оценить степень износа их шарнирных соединений.
В завершении можно сказать следующее: поскольку деталь относится к расходным элементам транспортного средства, для поддержания его системы управления в исправном состоянии и обеспечения корректности работы, не следует дожидаться регламентного срока ее замены. Наконечник рулевой тяги выйдет из строя, чем создаст определенные проблемы.
Как выбрать хорошие запчасти для рулевой системы?
Предположим, вы нашли проблему и хотите ее устранить. В этом случае вам потребуется приобрести наконечники, тяги или системы рулевого управления в сборе. Существуют десятки производителей, которые предлагают свои решения в этом случае. Но проблема в том, что большинство из них не достойны вашего внимания. Следует очень внимательно относиться к тому, что могут возникнуть самые разные трудности в процессе эксплуатации недорогих запчастей. При подборе стоит внимательно оценить несколько важных факторов и выбрать оптимальные детали.
Вот лишь некоторые особенности, которые стоит учитывать:
- бренд — не всегда известный бренд выпускает хорошие запчасти для вашего автомобиля, знаменитые фабрики также представлены на российском рынке в огромном количестве подделок;
- цена — не может хорошая запчасть стоит в три раза дешевле оригинальной, важно отказаться от приобретения очень дешевых тяг и наконечников, так как это попросту небезопасно для вас;
- внешний вид — осмотрите детали и убедитесь в том, что произведены они на хорошем промышленном оборудовании, обычно это можно увидеть по разным критериям, включая качество подготовки металла;
- упаковка — большинство качественных автомобильных запчастей упакованы в запаянную пленку, а также в картонную коробку, отсутствие упаковки говорит о подделке или браке продукции;
- поставщик — не покупайте комплектующие для вашего авто в непроверенных местах, это может быть очень опасно для вашего транспортного средства и стать причиной его явных проблем.
Лучше всего брать оригинальные запчасти, пусть это и самая дорогая опция. Тем не менее, оригиналы порой стоят неразумно больших денег. Это говорит о том, что стоит внимательнее относиться к поставщикам. Иногда оригинал можно купить в стороннем магазине в два раза дешевле, чем на официальном сервисе. Официалы зарабатывают на запчастях, это их основной бизнес. Но при покупке в простом магазине будьте очень внимательны и откажитесь от приобретения явных подделок. От них никакого преимущества вы точно не получите.
Что нужно для замены рулевого наконечника
Во-первых, замена рулевого наконечника требует опыта в выполнении данной процедуры. Если его нет, не стоит экспериментировать.
Во-вторых, даже если получится самостоятельно выполнить работу, на сервисный центр все равно придется ехать. Причиной тому является сбитый развал-схождение после замены детали. Если дорога к сервису длинная и имеет большое количество ям, то лучше производить замену и настройку в боксах, расположенных не сильно далеко друг от друга.
В-третьих, в особо запущенных случаях потребуется специальный съемник. Он поможет снять деталь без необходимости стучать молотком по исправным деталям.
Самостоятельная диагностика неисправности наконечника рулевой тяги
Чтобы убедиться, что проблема именно в вышеназванной детали, можно воспользоваться «дедовским», проверенным способом. Для этого нужна смотровая яма и ваша машина.
1. Заезжаем на смотровую яму
2. Беремся рукой за тягу близко к наконечнику. Начинаем раскачивать шарнир вверх-вниз. Небольшое «подпружиненное» сопротивление – это норма, пружина отрабатывает. А вот значительный люфт – плохой признак. Его быть не должно, также как и зазоров в наконечнике.
3. При попытке провернуть тягу вокруг оси, если она идет за вашим кулаком легко, скорее всего, наконечник уже «закончился». Точно пора ехать в мастерскую.
Признаки неисправности рулевых наконечников
Заметить неисправность просто, так как при движении автомобиля по плохой и неровной дороге будет чётко слышен стук, возникающий при интенсивном разгоне или торможении. Так же может выявиться люфт рулевого колеса, когда автомобиль начинает «плавать» по дороге и терять управляемость. Проверить сохранность рулевых наконечников можно и другим способом: приподнять авто с помощью домкрата и покачать колесо в разные стороны. Если движения колеса буду ощутимы, то наконечник необходимо срочно заменить.
Игнорирование вышеперечисленных признаков может привести к заметному снижению управляемости, а так же стать причиной более серьезных и затратных неполадок:
- Снижение управляемости автомобиля приведёт к ДТП;
- Люфт колеса автомобиля может увеличить нагрузки на тяги стабилизатора и шаровые опоры, что ускорит процесс их деформации;
- Автомобиль начнёт «уводить» в сторону от оси движения при езде по прямой дороге, ускорится износ резины из-за нарушения системы развал-схождение колёс;
- Ударные нагрузки увеличатся на рулевой рейке и рулевой тяге, а из-за этого вскоре возникнет необходимость ремонта всей системы рулевого управления, стоимость которого очень велика.
Стиль вождения очень сильно влияет на срок службы рулевых наконечников, следует избегать:
- резкости при вхождении в повороты, разгоне и торможении;
- езды по гравию на высокой скорости;
- езды на несбалансированных колёсах, из-за этого возникает значительная вибрация;
Причины износа наконечников
Одной из самых главных причин преждевременного износа наконечников является дорожное полотно низкого качества. Ямы, ухабы и прочие дорожные дефекты способствуют увеличению нагрузки на детали рулевого управления, что негативно сказывается на их ресурсе. Впрочем, стиль и манера вождения также играют важную роль. Даже на относительно ровных дорогах многие водители умудряются вывести из строя рулевое именно из-за не бережного отношения к своему автомобилю.
Простой пример: обгоны с резкой сменой направления провоцируют возникновение критических силовых нагрузок на элементы управления автомобилем. Наиболее слабым местом системы являются наконечники. Однако преждевременному износу подвергаются также тяги и рулевая рейка
Проверить состояние этих деталей достаточно легко: необходимо выехать на дорогу и разогнаться до 60 км/ч. Во время движения рулевое колесо поворачивается в разные стороны. При этом следует убедиться в том, что рядом нет других участников дорожного движения, и маневры будут безопасны. Если состояние тяг и наконечников идеально – автомобиль будет мгновенно отзываться на все манипуляции с рулем со стороны водителя. В противном случае, следует задуматься о необходимости замены рулевых тяг и наконечников.
Выбор рулевых наконечников
40–50 тыс.км – это отметка, на которой обычно стоит произвести замену рулевых наконечников, так как они являются расходным материалом. Иногда качество наконечников оставляет желать лучшего, из-за чего их замену приходиться проводить раньше запланированного ТО, особенно в отечественных автомобилях.
Так, на автомобилях ВАЗ замена рулевых наконечников производится каждые 15–20 тыс.км, но периодичность замены так же зависит от производителя запчастей. Существуют ремонтируемые наконечники, но их ремонт требует большого опыта и квалификации, и выполняются исключительно профессионалами.
Чрезвычайно важно заменять рулевые наконечники попарно! Замена лишь с одной стороны не допустима, так как данные элементы выходят из строя почти одновременно.
Комплект ключей и специальный съёмник – это то, что необходимо при замене рулевого наконечника. Съёмник позволяет отделить наконечник от ступицы. Если его нет, то часто автовладельцы просто ослабляют гайку, которая скрепляет наконечник и ступицу, а затем сильными и резкими ударами молотка выбивают наконечник. Но существует риск повреждения элементов подвески и кузова.
Инструкция по замене наконечников рулевых тяг
При помощи домкрата поднять автомобиль, снять колесо. Для удобства можно вывернуть руль авто в противоположную от домкрата сторону.
Отсоединить гайку крепежа рулевого наконечника к ступице автомобиля. Снять наконечник с помощью специального съёмника или выбить молотком.
Выкручиваем гайку-фиксатор рулевого наконечника на тяге. Бывают случаи, когда на наконечнике обратная резьба.
Далее происходит установка нового наконечника и сборка всех элементов в обратной последовательности.
Закоксовывание гайки рулевого наконечника на ступице – это то, с чем часто встречаются автолюбители. Из-за этой проблемы процесс его снятия становится проблематичным.
При замене рулевых наконечников необходима их регулировка, так как они ответственны за развал-схождение передних колёс. Самостоятельно выполнить эту регулировку практически не возможно, а установка развала «на глаз», считая обороты, на которые был закручен в тягу старый наконечник, не является точной. Так же у деталей существует погрешность в размерах, которая достаточна для нарушения угла установки колеса автомобиля. Поэтому проверку и замену наконечников нужно доверить профессионалам на проверенных СТО.
Процесс замены рулевых наконечников. Вступление и инструменты
К выполнению работ по замене рулевых наконечников необходимо подойти ответственно, ведь езда с неисправными наконечниками может привести к печальным последствиям. Также следует обратить внимание и на крепления самих наконечников к поворотным кулакам.
Крепления наконечников к поворотным кулакам бывают двух типов:
- устанавливаемые шпилькой вниз в поворотный кулак — закрытого типа (с закрытым внешним корпусом, не имеющего гайки сверху);
- устанавливаемые шпилькой наверх — открытого типа (с внешним корпусом, оснащенным фиксирующими гайками).
В зависимости от того, какой тип наконечников установлен на автомобиле будет варьироваться и набор необходимых инструментов. Так, для наконечников закрытого типа, устанавливаемых шпилькой вниз в поворотный кулак, потребуется специальный съемник, работая которым наконечник можно будет легко «выдавить» из поворотного кулака. Некоторые умельцы обходятся без съемника, орудуя молотком, но от подобных манипуляций лучше воздержаться.
Итак, для замены выполнения работ потребуется следующий набор инструментов:
- домкрат;
- балонный ключ;
- набор рожковых ключей и торцевых головок;
- смазка WD-40 или другая аналогичная;
- корщетка;
- съемник (для наконечников закрытого типа);
- молоток (на всякий случай).
В каких случаях требуется замена
Существует несколько признаков, свидетельствующих о неисправности рулевого управления и, возможно, повреждении рулевой тяги, но к наиболее распространенным из них относятся:
- появление внештатных звуков разного характера (металлические стуки, скрипы);
- вибрация или биение рулевого колеса;
- появление люфта;
- тугое вращение руля (для его поворота нужно прикладывать много усилий);
- неконтролируемая смена прямого направления автомобиля во время движения.
При появлении хотя бы одного из вышеперечисленных признаков дальнейшая эксплуатация транспортного средства запрещена. Нужно как можно скорее провести диагностику системы управления. Возможно, вам придется произвести замену одного или нескольких элементов системы.
Особенности замены наконечника
Наконечники зажимаются в тисках и отворачиваются. Во время их демонтажа не будет лишним подсчет количество сделанных оборотов. Полученный результат запишите на бумаге и начните устанавливать новые элементы. Во время монтажа деталей сделайте ровно столько же оборотов, сколько было проделано на предыдущем шаге. Старый чехол тяги снимается, на его место устанавливается другой экземпляр, места соединения важно обрабатывать герметиком, на этом процесс самостоятельной рулевой тяги можно считать полностью завершенным.
Как снять и заменить рулевую тягу
Начнем с того, что вы должны приобрести тяги в комплекте с наконечниками. Дело ваше, но желательно менять оба наконечника, чтобы через некоторое время не возвращаться к замене оставленного старого наконечника. Сомнительная экономия.
Для того, чтобы снять и заменить рулевую тягу, вам понадобится набор инструментов и приспособлений: домкрат, «козлы» для безопасности, съемник рулевых тяг (если съемник -проблема, то мастера применяют молоток и небольшую «монтировку»), пассатижы, гаечные ключи, отвертка и универсальная техническая жидкость WD-40.
Итак, приступим к замене рулевой тяги:
- Автомобиль поддомкратить, поставить «козла». Снимаем переднее колесо.
- Расшплинтовать гайку пальца и отвернуть ее.
- Установить съемник и подтянув его гайку до упора, резко ударить молотком по ушку поворотного рычага. Если палец не соскочит, процедуру повторяете: подтянули гайку съемника – ударили молотком.
- Открутить полностью рулевой наконечник от муфты. WD-40 приггодится, если резьба заржавела.
- Снять пыльник и открутить тягу от рулевой рейки.
- Перед установкой новой тяги, приложите ее к снятой старой и сделайте пометку по старому следу на новой тяге. Это нужно для того. Чтобы закрутить ее до метки и нормально доехать до развальщика.
- Установку новой тяги производим в обратном порядке, желательно уже без молотка.
Желательно литолом смазать резьбовые соединения для того, чтобы в следующий раз не применять молоток так активно. И не забудьте смазать шаровый шарнир смазкой, которая идет в комплекте к тяге.
После замены рулевой тяги вам прямая дорога на развал-схождение. Некоторые «умельцы» рассказывают о том, что по меткам на тягах устанавливают новые и не нуждаются в услугах развальщика. Мы бы не рекомендовали проводить такие эксперименты, особенно с учетом сегодняшних цен на новую резину.
Необходимые инструменты для замены
Замена рулевой тяги или отдельного наконечника потребует следующего набора инструментов:
- домкрата;
- подставки и «башмака» под автомобиль;
- набора рожковых и торцевых ключей;
- шлицевой отвертки;
- пассатижей;
- специального инструмента — съемника рулевой тяги (можно попробовать заменить его молотком с монтировкой).
Также понадобится техническая жидкость WD-40 для удаления грязи и ржавчины, а также вытеснения влаги.
Как установить новый наконечник
Новый рулевой наконечник устанавливается на тягу и закручивается против часовой стрелки на то количество оборотов, на которое выкручивалась старая деталь. При этом гайка затягивается не «на глаз», а строго с усилием, указанным в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля. Точно рассчитать прикладываемые усилия поможет динамометрический ключ. После этого устанавливается шплинт, и остальные работы проводятся аналогично снятию, но в обратном порядке.
Работы по самостоятельной замене наконечников при наличии некоторых навыков, знании устройства автомобиля, соответствующих инструментов не представляют особой сложности. Главное, что нужно помнить при обслуживании системы рулевого управления – это необходимость регулировки развал-схождения после установки новой тяги или наконечника. Поэтому для обеспечения надлежащей управляемости машины после самостоятельного ремонта следует обратиться в автосервис или на СТО для регулировки колес.
Процесс замены рулевых наконечников. Выполнение работ
В первую очередь повторяем манипуляции указанные выше (как при диагностике наконечников), а именно — домкратим автомобиль с необходимой стороны и вывешиваем колесо. Затем балонным ключом откручиваем колесо и снимаем его, доступ к наконечнику, рулевой тяге и кулаку свободен.
Теперь используем корщетку и тщательно очищаем места крепежных гаек на тяге и наконечнике, после чего наносим на них смазку WD-40 или любой другой жидкий ключ. Выжидаем несколько минут и начинаем откручивать гайку со стороны рулевого тяги.
ВНИМАНИЕ ! Для откручивания стопорящей гайки на рулевой тяге нужно дополнительно зафиксировать её вторым ключом (на тяге есть отдельное несъемное крепление для этого). Гайку, стопорящую рулевой наконечник следует открутить ровно на 1-1.5 оборота и запомнить её месторасположение. Это необходимо, чтобы установить новый наконечник и соблюсти хотя бы примерные показатели сход-развала.
Далее — в зависимости от типа наконечников откручиваем фиксирующие их гайки. С наконечниками открытого типа, устанавливаемыми шпилькой вверх все просто. Достаточно только отвернуть крепежную гайку, после чего путем постукивания молотком по шпильке и небольшого покачивания поворотного кулака извлекаем шарнирную часть наконечника. После чего остается лишь открутить сам рулевой наконечник с рулевой тяги.
На наконечниках закрытого типа (с гайкой снизу) процесс извлечения шарнирной части из поворотного кулака очень похож: сначала немного отвинчиваем гайку и в это месте (между гайкой и кулаком) вставляем язычок съемника. Нижней частью съемник упирается в саму шпильку и во время его закручивания происходит как бы выдавливание наконечника из кулака. Если же съемника нет, то гайку необходимо открутить полностью, после чего с помощью молотка начать покачивать и выстукивать поворотный кулак, постепенно вытягивая шарнирную часть из кулака. Как только наконечник будет извлечен из кулака — откручиваем его от тяги, на этом процедура завершена.
Теперь остается лишь установить новые наконечники на место, однако перед этим необходимо измерить их длину (относительно старых). Руководствуясь полученными размерами наконечников следует подтянуть или наоборот — ослабить фиксирующую наконечник гайку на рулевой тяге. В остальном процесс установки новых рулевых наконечников абсолютно идентичен их снятию: повторяем все в обратном порядке и закручиваем все гайки. Процедура окончена, после этого необходимо отправится на стенд и выполнить манипуляции по сходу-развалу.
Подготовка к замене
Специалисты автосервисов рекомендуют за несколько дней до планируемой замены наконечников начать пробрызгивать гайки крепления WD-40 или другой проникающей жидкостью.
Если наконечники на вашей ВАЗ 2114 отходили больше одного зимнего сезона, главной трудностью будет снять их с поворотного кулака. Для откручивания гайки понадобится ключ с головкой на «17».
Если гайка сильно прикипела, выходом будет нагреть соединение строительным феном или газовой горелкой.
Часто возникает вопрос, каким способом вытащить наконечник из отверстия в поворотном кулаке. Есть два метода снятия: дедовский (кувалдой) и современный (съемником).
Для первого способа нужно выкрутить руль до упора и несколько раз сильно ударить по поворотному кулаку. От вибрации наконечник должен выскочить.
Недостатки этого способа:
- требуется навык для нанесения точного и сильного удара;
- некоторые опытные автовладельцы утверждают, что действуя таким способом, можно сократить срок жизни рулевой рейки.
Заменить наконечник лучше при помощи съемника. Съемник для ВАЗ 2114 обойдется всего в 250-300 рублей, но избавит от многих сложностей замены сейчас и в будущем.
Цены на рулевые наконечники за пару:
- Трек — 620 руб.
- АвтоВАЗ — 620 руб.
- ВИС — 730 руб.
- LEMFOERDER — 830 руб.
- FINWHALE — 860 руб.
Порядок замены
Так как марок автомобилей много, порядок замены наконечника рулевой тяги разберем на наиболее популярных народных автомобилях ВАЗ 2108, 09, 099.
Подготовка.
- Для застопорения автомобиля воспользуйтесь ручным тормозом. Для надежности установите упоры под задние колеса;
- С помощью домкрата поднимите переднее колесо, подставьте упор в целях безопасности;
- Снимаем колесо;
- При необходимости очищаем все от грязи;
- При невозможности открутить гайку рулевой тяги воспользуйтесь жидкостью WD-40 или аналогичной автохимией.
Замена наконечника рулевой тяги.
Освободите гайку, благодаря которой шаровая крепится к рулевой тяги, от фиксирующего шплинта.
Открутите указанную выше гайку.
Используя специальный съемник, выпрессуйте из поворотного кулака палец шаровой.
Рулевые тяги к рулевому механизму крепятся с помощью болтов. Болты сразу не заметны, так как они законтрены специальными стопорными пластинами. Чтобы до них добраться отогните данные пластины любым позволяющим это сделать инструментом.
В других моделях автомобилей стопориться болты могут по-другому.
Болт, благодаря которому крепится рулевая тяга, выворачивается полностью, а вот на втором болте только ослабляется затяжка.
Благодаря ослабленной затяжки второго болта Вы теперь сможете провернуть в сторону стопорную пластину и полностью отсоединить рулевую тягу.
На рулевой тяге можно заметить шестигранник. Зажмите его в тисках и ослабьте затяжку контргайки.
Наконечник рулевой тяги можно откручивать, но перед этим возьмите листок бумаги и ручку, чтобы записать количество оборотов или запомните их, а также поставьте метку где он был расположен, это важно.
Установите новый наконечник закрутив его на то же количество оборотов, которое Вы запомнили. Для точной установки воспользуйтесь меткой.
Замена пыльника
Не исправность пыльника приводит к быстрому выходу из строя шарнирного соединения, и как следствие всего наконечника рулевой тяги.
Поэтому важность своевременной замены пыльника очевидна. Данную работу можно проводить и без полного демонтажа рулевой тяги.
Для этого нужно снять уплотнительное кольцо.
Следующее идет пружинное кольцо, которое тоже снимаем.
Снимаем пыльник.
Удалите старый и нанесите новый слой смазки. Если Вы заметили проникновение грязи во внутрь шарнира, замените его, так как описано выше.
Перед установкой нового пыльника, заложите в него 0,5 его объема смазки (солидол, литол-24 и т.д.).
Установив пыльник, в тоже положение, что и находился старый, в обратном порядке установите пружинное кольцо, затем уплотнительное кольцо.
Рулевая тяга устанавливается на автомобили ВАЗ 2108, 09, 099 в обратной последовательности как снималась. При этом следует обратить внимание на усилия затягивания болтов, с помощью которых рулевые тяги крепятся к рулевому механизму (8 кгс-м).
Обязательно следует зафиксировать болты с помощью стопорной пластины.
Важно почитать: Замена пыльника внутреннего ШРУСа, популярных моделей автомобилей.
Замена наконечника рулевой тяги у опытного водителя, при наличии нужного инструмента (съемника, тисков, ключей), займет до 20 минут.
После этого не забудьте сделать развал схождение колес, хотя многие водителя игнорируют даные работы, что приводит к быстрому износу передних шин.
Замена наконечника рулевой тяги ВАЗ, своими руками — видео.
Советы автовладельцев по проверке рулевой тяги и рейки
- Требуется помощь друга «Первым делом нужно разобраться, стук в рулевой тяге или рейке? Вот тут и пригодится напарник. Один зажимает пальцами место между шаром и корпусом на рулевой тяге прямо через пыльник. Большой палец должен одновременно касаться и корпуса, и шара. Второй человек раскачивает руль небольшими движениями вправо-влево, провоцируя удары. Именно такая диагностика позволяет выявить источник стука. Все получится!»
- Снять пыльник
«Если свободный ход вправо-влево, то, вероятнее всего, дело в тяге, а если вверх-вниз, то чаще всего виновата рейка. Для более точной диагностики нужно демонтировать пыльник и проверить все без него. При наличии течи в рейке в 70 % случаев люфт будет именно в ней. Если же люфта нет, а стук присутствует – дело, скорее всего, тоже в рейке, причем стучать будет с двух сторон». - Диагностика на слух
«При дребезге тяги легко убедиться в этом. Я поднимал переднее колесо и на ощупь проверял сочленение тяги прямо через пыльник. Так исключена была версия износа ступицы. Далее нужно подвесить передние колеса и резко крутить руль в разные стороны. При неисправности в рейке стук должно быть хорошо слышно». - Каждый ориентируется на свой опыт
«Опишу свою ситуацию. Авто привезли из Владивостока на автовозе. Оказалось, что на ямках проявляется немного стук в рулевой тяге. Обратился в сервис на вибростенд. По результатам диагностики нужно было заменить обе рулевые тяги, так как они пришли в негодность в месте соединения с рулевой рейкой. Приобрел новые детали и принес в сервис для замены. Уже другие специалисты сказали, что вышла из строя рулевая рейка. Поэтому на будущее для себя сделал вывод: если нет навыков ремонта, лучше консультироваться у нескольких специалистов. Ведь каждый руководствуется собственными знаниями и опытом». - Без помощи специалистов никуда
«Обратился на днях на СТО, так как беспокоило постукивание с правой стороны (левосторонний руль). Я был практически уверен, что причина стука в рейке или в наконечнике рулевой тяги. Однако выяснилось, что подвеска исправна. Источником звуков оказался тормозной суппорт. Сам бы не определил, поэтому обращаться к профессионалам нужно всегда».
ТОП этапов процесса замены рулевой тяги
Чтобы выполнить такой ремонт, нужно обладать набором слесарных инструментов. Таковые есть практически у каждого автовладельца. Однако понадобится также специальный съемник. Но его можно заменить ломиком и молотком, следует лишь тщательно дозировать прилагаемое усилие. Приведем последовательность действий при замене рулевой тяги без демонтажа рейки:
- Автомобиль поднимается домкратом, задние колеса должны быть зафиксированы. Затем под днище ставят подпорку.
- С нужной стороны снимают переднее колесо и откручивают гайку пальца.
- Снимают рулевой наконечник. Тут нужен специальный съемник. Его устанавливают на наконечник и затягивают гайку до конца. Наносят удар молотком по поворотному рычагу съемника. Если палец не вышел, следует повторить действие. Если нет съемника, палец вынуть можно с помощью молотка и ломика небольших размеров.
- Наконечник также фиксируется в рулевой муфте. Нужно выкрутить его оттуда, для чего на обеих деталях есть соответствующие грани. При сложностях с выкручиванием резьбу обрабатывают проникающей смазкой и продолжают попытки через небольшую паузу.
- Сняв пыльник, выкручивают рулевую тягу из посадочного места на рейке.
- Перед установкой новую тягу нужно разметить. Для этого обычно пользуются старой демонтированной тягой. Делается это для того, чтобы установить новую деталь как можно более точно в то положение, которое занимала старая. Это в дальнейшем облегчает регулировку развала-схождения колес.
- Новую рулевую тягу устанавливают, повторяя вышеописанные операции в обратном порядке. Рекомендуется перед установкой промазать резьбу литолом.
Как проверить рулевые наконечники в домашних условиях
Один из наиболее ответственных узлов в автомобиле – это рулевой механизм. Он состоит из нескольких элементов, в том числе из тяг и наконечников. От состояния данных механизмов зависит не только комфорт передвижения, но и безопасность езды. Поэтому рулевую систему периодически нужно проверять и следить за состоянием ее комплектации. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как проверить наконечники рулевых тяг и на что следует обратить внимание.
Характеристика
Наконечники – это составляющая рулевого управления автомобиля. Данный элемент обеспечивает поворот и подвижность колес на нужный угол. В основе конструкции наконечника лежит шаровое соединение. Элемент крепится к рулевой тяге с одной стороны, а с другой соединен с поворотным кулаком.
В зависимости от типа рулевого управления в автомобиле может использоваться от 4 до 6 таких механизмов, которые ввиду особого места расположения (под арками колес) постоянно подвергаются воздействию внешних факторов. На них попадает грязь, вода, снег, пыль и прочее. Ресурс данных элементов может существенно отличаться от условий эксплуатации. Поэтому так важно знать, как проверить рулевые наконечники. ВАЗ-2110 также оснащен данной конструкцией. Что же, давайте перейдем к осмотру.
Если периодически осматривать узлы рулевого управления, можно заранее предотвратить и устранить поломку. Визуальный осмотр не займет много времени и сил. Как проверить рулевые наконечники? Что нам для этого понадобится?
Так как рулевые наконечники закреплены на днище автомобиля, нам нужна смотровая яма или эстакада. Если такой возможности нет, поддомкрачиваем переднюю часть автомобиля с одной и с другой стороны.
- Сперва протираем деталь куском ветоши.
- После удаления лишних загрязнений проверяем на наличие дефектов. В первую очередь следует обратить внимание на пыльник – деталь, которая чаще всего выходит из строя (лопается, трескается).
- На следующем этапе проверяем люфт механизма. Попросите помощника, чтобы тот покрутил руль в обе стороны. В это время необходимо наблюдать за работой механизмов. Если наконечник имеет люфт вдоль оси пальца более двух миллиметров, значит, он пришел в негодность.
- Проверив одну сторону механизма, переходим на другую. Операции аналогичны тем, что мы описали ранее.
Полезный совет
Осматривая состояние рулевого наконечника, обратите внимание и на другие детали подвески (так сказать, не отходя от кассы). Проверьте люфт рулевой тяги. Осмотрите состояние пыльника рейки. Она не должна течь. Перед тем, как проверить рулевые наконечники, осмотрите состояние ступичного подшипника, пошатав колесо вперед-назад (пока мы его еще не сняли). Главный признак – это люфт. Если деталь имеет большой свободный ход, ее срочно необходимо заменить.
Как мы отметили ранее, рулевые наконечники не имеют определенного срока службы. У одних они рассчитаны на 40 тысяч километров пробега, другие меняют при показателе в 200 тысяч.
Во многом все зависит от условий эксплуатации, качества дорожного покрытия, стиле вождения.
Различная соль, вода и грязь пагубно влияют на состояние резинотехнических элементов.
Причем это касается не только наконечников, но и ряда прочих составных частей автомобиля – шаровой опоры, пыльников рейки, сайлентблоков рычагов подвески.
Выявляем неисправность «на слух»
Как проверить рулевые наконечники (ВАЗ в том числе), не осматривая их визуально? Все неисправности могут проявляться по ходу движения. Так, главный признак – это поступление в салон нештатных звуков. При повреждении пыльника грязь оседает на местах соединений. На скорости вы отчетливо слышите их работу, которая при нормальном состоянии должна быть бесшумной.
Стоит прислушаться к этим звукам. Не рекомендуется откладывать ремонт «на потом». Ведь неисправность распространится на другие элементы управления и подвески.
Как еще можно проверить исправность рулевых наконечников? Еще один характерный признак – это вибрация руля. Если имеется люфт механизма, он будет отдаваться в руль, особенно при езде по неровной дороге. Конечно, такие вибрации могут быть и из-за других элементов (например, кривого тормозного диска или неотбалансированных колес). Но в любом случае посторонний звук – это первый сигнал, который сообщает о необходимости диагностики.
Приступаем к работе
Первым делом срываем колесные болты. Далее поднимаем машину на домкрате и снимаем диск. Находим наш наконечник. Он будет в грязи (даже после того, как мы протерли его ветошью), поэтому обрабатываем место соединения детали универсальной смазкой ВД-40. Чтобы было удобно снимать наконечник, выворачиваем руль в крайнее положение до упора.
Далее ключами откручиваем весь механизм. При помощи плоскогубцев достаем шплинт из гайки шарнира. Далее откручиваем фиксирующий болт. При помощи съемника или монтировки нажимаем на тягу так, чтобы наконечник сдвинулся вверх. Так болт вылезет из своего посадочного места. После этого выкручиваем из рулевой тяги шарнир.
Важно запомнить количество оборотов, произведенных по часовой стрелке (чтобы потом не делать развал-схождение). Далее берем в руки новый наконечник и закручиваем его против часовой стрелки. Количество оборотов должно быть таким же, как и у снятого элемента. Затяжку гаек производим с усилием 50 Нм.
После этого устанавливаем на место шплинт и собираем колесо.
Отправляемся на небольшой тест-драйв. Если вы не угадали с количеством витков, машину поведет в сторону. В таком случае лучше отправиться на развал-схождение, поскольку наугад выставлять углы будет очень долго.
Почему лучше не менять наконечник своими силами?
Наконечники рулевой тяги являются частью рулевого управления, и, по нашему мнению, с ним должен работать только обученный персонал. Любая ошибка при разборке/сборке с вашей стороны может в дальнейшем привести к ДТП!
Проблемы могут начаться уже во время снятия прикипевшего болта или гайки. Нередко ржавую гайку невозможно стронуть даже ключом с большим рычагом. В этом случае помогает только хорошее средство для удаления ржавчины, многократное распыление и терпение.
Ни при каких обстоятельствах резьба не может подвергаться механической термической обработке сварочной горелкой – она становится хрупкой и в процессе эксплуатации может сорваться!
Следующая опасность скрывается в применении ударных инструментов. Нельзя пытаться сбить палец наконечника тяги! Рулевой механизм, несмотря на то что он сделан из стали, – вещь деликатная. Из-за ударов могут овализироваться посадочные места, крепление с этого момента не будет надежным. Для этой деликатной процедуры используется съемник для выпрессовки пальца наконечника из рычага.
К другим подводным камням относится установка. Конический штифт, а также его посадочное место в рычаге рулевого управления должны быть чистыми и без смазки.
Очень важно: после работ всегда требуется выставление соосности колес. Это единственный способ обеспечить соблюдение заданных значений, необходимых для оптимальной управляемости и износа шин.
И наконец выбирайте оригинальные каталожные запчасти, которые по номеру подходят именно для вашей модели автомобиля. Конструкций тяг и наконечников много, можно легко ошибиться, приобретая запчасть «на глаз»
Как выбрать рулевой наконечник
Хороший выбор в автомагазинах и интернете заставляет задуматься о том, рулевые наконечники какой фирмы стоит купить для своего автомобиля. Оригинальные комплектующие не всегда устраивают по цене, но в каталогах много брендов, предлагающих детали для вторичного рынка, которые не уступают запчастям конвейерной сборки. Чтобы выбрать наконечник, способный прослужить долго, нужно научиться отличать оригинал от подделки. Заказывать комплектующие рекомендуется только при использовании электронных каталогов, которые учитывают специфику марки машины и года выпуска модели.
Оригинал или подделка
Все компании, представленные в рейтинге, имеют безупречную репутацию, но в интернете можно встретить негативные отзывы. Это связано с установкой на автомобиль контрафактной продукции. Подделки продаются на автомобильных рынках по более низкой цене, что особенно заметно при сравнении товаров американских и немецких компаний с продукцией, поставленной из Юго-Восточной Азии.
Ведущие производители защищают свою репутацию. На детали и упаковку наносятся одинаковые коды, которые совпадают с данными из специализированных каталогов. Дополнительная защита – наклейки с голограммами и QR-коды. Закодированные данные должны соответствовать информации на упаковке. Расшифровать QR-коды можно с помощью приложений, разработанных производителями и распространяемыми через интернет.
Подделка всегда отличается низким качеством полиграфии: на упаковки наносятся нечеткие надписи, используется картон плохого качества, не соблюдается фирменная цветовая гамма. Покупать такие запчасти не рекомендуется, максимальный пробег для контрафактных запчастей 10-15 тысяч км. Это не оправдывает затрат на комплектующие и ремонт.
Выбор по марке авто
Разница в размерах на 1-2 мм может стать причиной преждевременного выхода детали из строя, проблематичного монтажа, низкой точности при передаче команд рулевого управления. Выбирать наконечники нужно с учетом марки автомобиля. Сделать это можно с помощью электронных каталогов, которые есть в распоряжении сервисных служб, продавцов запасных частей. Ведущие производители предлагают воспользоваться фирменными каталогами на специализированных сайтах в интернете.
В электронном каталоге пользователь выбирает язык, на котором удобно получать информацию, указывает марку, модель, год выпуска, объем двигателя, тип кузова. Для каждой машины предлагается деталь, которая полностью соответствует по размерам оригинальной запчасти. Это помогает избежать ошибок, обеспечить простой ремонт и гарантировать точное управление транспортным средством в любых условиях.
Рейтинг производителей рулевых наконечников
В магазинах автомобильных запчастей можно встретить комплектующие для машин всех марок. Большая часть наконечников выпускается для вторичного рынка, но есть бренды, поставляющие свою продукцию и для конвейерной сборки. Мы отобрали для тестирования наконечники рулевой тяги компаний с хорошей репутацией, которые работают на рынке более 20 лет. Анализ выполняли с помощью инструментальных методов. При составлении обзора учитывались мнения мастеров станций техобслуживания, представителей дилерских центров, отзывы автовладельцев.
При анализе производителей учитывались следующие факторы:
- Ассортимент – ведущие бренды предлагают наконечники на автомобили из Европы, Азии и Америки;
- Репутация – лучшие компании выпускают изделия, соответствующие международным и европейским стандартам, предъявляемым к деталям конвейерной сборки;
- Используемые материалы – применение прочных сплавов, инновационных сополимеров улучшает технические характеристики, повышает износоустойчивость;
- Присутствие на рынке – доступность запчастей и наличие сервисных центров способствует росту доверия к бренду;
- Защищенность – фирменная упаковка, несколько степеней защиты от контрафакта позволяют купить оригинальную деталь.
Не все производители смогли соответствовать требованиям экспертной группы. Нестабильное качество, дефицит на рынке, слабый ассортимент – такие бренды исключались из нашего рейтинга.
Лучшие производители рулевых наконечников
Автовладельцам эксперты рекомендуют купить рулевые наконечники известной компании по одной причине: от качества этих деталей ходовой части зависит точность управления и безопасность водителя, его пассажиров. Лучшие бренды предлагают подбирать детали по марке машины, имеют в ассортименте правые и левые рулевые наконечники, пыльники из прочных и эластичных материалов. Замена квалитетных деталей выполняется быстро, аккуратно, с гарантийным сроком эксплуатации.
Команда VyborExperta.ru протестировала 15 компаний и рекомендует сделать выбор в пользу одного из 8 представленных в обзоре брендов. Запчасти этих фирм имеют увеличенный ресурс, хорошо справляются с высокими динамическими нагрузками, всегда в наличии в специализированных автомагазинах.
Lemforder
Немецкий концерн основан в 1937 году и поставляет комплектующие ходовой части для конвейеров Bmw, Mercedes-Benz, Man, Daf и Volkswagen. Детали соответствуют стандартам автопроизводителей по качеству, точности геометрии, долговечности. В каталоге продукция для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей. Инженеры немецкой компании предлагают решения, которые учитывают особенности монтажного пространства и применяемые материалы.
Для расширения ассортимента компания привлекла к сотрудничеству известные немецкие и южнокорейские бренды: Ctr, Sachs, Knecht. Эти предприятия по заказу Lemforder выпускают комплектующие в соответствие со стандартами заказчика. Сотрудники немецкой корпорации контролируют качество и технические параметры наконечников, которые упаковывают в коробки со своим брендом. Это позволяет предложить владельцам бюджетных автомобилей запасные части, которые прослужат 100-150 тыс.км.
Достоинства:
- Хорошее качество пыльников;
- Точная передача рулевых команд на колесо;
- Низкая цена;
- Устойчивость к высоким нагрузкам;
- Хорошая защищенность от контрафакта.
Недостатки:
- Различается качество смазки у разных заводов, работающих на Lemforder.
Компания предлагает воспользоваться регулярно обновляемым онлайн-каталогом, который поможет выбрать деталь с учетом марки автомобиля, года выпуска, объема двигателя и типа кузова. Пользователи могут отправлять технические запросы и получать подробную информацию от Lemforder о материалах, конструктивных особенностях запасных частей.
Delphi
Американский концерн объединяет предприятия, работающие в 33 странах. В каталоге – 16000 наименований для легковых и коммерческих автомобилей. Только в Европе у Delphi работает 6800 дистрибьюторов, что позволяет легко подобрать запчасть к любому автомобилю. Бренд предлагает продукцию в 30 товарных группах, детали для ходовой части входят в число лучших в своей ценовой категории.
Для защиты от контрафакта компания наносит на детали номера из своих каталогов, используя качественную штамповку. На комплектующих указывается номер партии и QR-код, вся информация дублируется на фирменной упаковке и пакете из плотного, прочного полиэтилена. Надежность товаров для ходовой части Delphi подтверждают лабораторные испытания. Средний пробег с наконечниками американского бренда составил 150 тыс.км.
Достоинства:
- Хорошее качество пыльников и манжет;
- Точное соответствие по размерам оригинальной продукции;
- Качественная резьба;
- Низкая цена;
- Распространенность на рынке.
Недостатки:
- Незначительный объем смазки.
Moog
Американский концерн Moog является поставщиком для конвейеров Ford и GM, покрывает 60% вторичного американского рынка комплектующих. До 2001 года компания ориентировалась только на внутренние потребности Соединенных Штатов, но уже 20 лет выпускает детали и для европейских машин. Основные производственные мощности холдинга расположены в США, что обеспечивает высокое качество.
Ассортимент покрывает запросы 95% владельцев европейских автомобилей. Отзывы о наконечники рулевых тяг Moog положительные. Пользователи отмечают высокое качество манжет и металла, хорошую устойчивость к коррозии. По техническим характеристикам детали соответствуют стандартам конвейерной сборки, а средний срок службы превышает 150 тыс.км.
Достоинства:
- Хорошая защита от подделок;
- Стабильное качество;
- Широкая дилерская сеть;
- Качественные резьбовые соединения.
Недостатки:
- Высокая цена.
Qsten
Торговая марка принадлежит японскому концерну Sankei Industry, который известен своим брендом «555». Линейка Qsten является премиальной серией этого производителя. Комплектующие предназначены для эксплуатации в сложных дорожных условиях, рассчитаны на автовладельцев, которые регулярно передвигаются не только в городе, но и по бездорожью. Средний пробег для рулевых наконечников составляет 50-55 тысяч км.
Ассортимент рассчитан на вторичный рынок европейских, азиатских и американских автомобилей. Запчасти выпускают с учетом стандартов, принятых автопроизводителями. По отзывам специалистов станций техобслуживания, поменять оригинальные детали на комплектующие Qsten можно без дополнительных доработок. Это экономит время, обеспечивает высокий уровень безопасности на дороге.
Достоинства:
- Хорошая устойчивость металла к коррозии;
- Не уступают по качеству оригинальным наконечникам;
- Низкая цена;
- Долговечные пыльники.
Недостатки:
- Дефицит в интернет-каталогах.
TRW
Немецкая компания Trw владеет производственными мощностями в Германии и Испании. Основная сфера деятельности – производство комплектующих для вторичного рынка автомобилей. В каталоге запчасти для рулевой системы и подвески машин из Европы, Южной Кореи, Японии и Соединенных Штатов.
По отзывам владельцев автомобилей, качество наконечников TRW уступает оригинальной продукции. Если детали конвейерной сборки служат 100-150 тыс.км., то продукция бренда – 75-80 тыс.км. Это компенсируется ценой, которая в 2-3 раза ниже, чем у оригинальных запчастей. Производитель заботится о защите от подделок, на упаковках можно найти голограммы, QR-коды, которые подтверждают подлинность изделий.
Достоинства:
- Высокая износоустойчивость;
- Выдерживают повышенные нагрузки;
- Хорошее качество сополимеров;
- Достаточно смазки;
- Минимальный процент брака.
Недостатки:
- Не самый широкий ассортимент.
NK
Торговая марка принадлежит немецкому концерну SBS, который выпускает расходники для бюджетного сегмента. Продукция имеет европейские и международные сертификаты по самым жестким стандартам. Основная производственная база находится в Европе, а небольшая часть мощностей расположена в Азии. Запчасти бренда рассчитаны на вторичный автомобильный рынок.
Компания активно внедряет инновационные технологии, которые позволяют выпускать продукцию качеством выше среднего. Для производителя характерен минимальный процент брака, этого удалось достичь внимательным контролем всех этапов производства. В каталоге расходники для автомобилей всех марок, в том числе, рулевые наконечники ВАЗ и других российских брендов.
Достоинства:
- Низкая цена;
- Хорошая фирменная упаковка;
- Полная совместимость с оригинальными запчастями;
- Долговечные пыльники.
Недостатки:
- Гарантия производителя не более 3 лет.
CTR
Южнокорейский производитель выпускает запчасти для конвейеров KIA, Hyundai, Daewoo, GM и Ford. Вся продукция Ctr сертифицирована по международным стандартам. Более 1000 наименований запчастей концерн поставляет японским автопроизводителям. Продукцию бренда можно часто встретить в оригинальных упаковках известных брендов по более высокой цене. Комплектующие, которые производятся для KIA универсальны и подходят к автомобилям Hyundai.
На предприятиях Ctr уделяется внимание качеству используемых полимерных материалов и сплавов. Это делает расходные материалы долговечными, устойчивыми к высоким нагрузкам. Бренд тщательно следит за защитой от подделок: запчасти поставляются в фирменных коробках, на которых есть голограммы и QR-коды.
Достоинства:
- Плотные и эластичные пыльники;
- Хорошее качество резьбы;
- Средний пробег 100 тыс.км;
- Низкая цена.
Недостатки:
- На рынке много подделок.
RTS
Испанская компания выпускает 16 млн деталей в год, выполняя поставки на европейский, американский и азиатский рынок. Комплектующие сертифицированы по международным стандартам. Для подвески на заводах RTS выпускается весь спектр изделий. При производстве используются качественные сплавы и эластомеры.
В ассортименте отдельные детали и комплекты, качество которых мало уступает запчастям конвейерной сборки. Средний пробег – 80 тыс. км, при этом цена отличается от оригинальных комплектующих в 2-3 раза. Компания тесто сотрудничает с другим испанским концерном IRB, в упаковках которого можно встретить наконечники RTS.
Достоинства:
- Плотные пыльники;
- Надежные обжимные кольца;
- Высокая износоустойчивость;
- Продукция для легковых и коммерческих автомобилей.
Недостатки:
- Слабо защищена от подделок.
Каков итог?
Не стоит отлаживать «на потом» ремонт важнейших систем автомобиля. Ездить за рулем авто, в котором присутствуют проблемы с рулевой системой, не рекомендуется до тех пор, пока не будет устранена поломка. Важно вовремя реагировать на первые проявления неисправности: люфт, биение руля, возникновение посторонних звуков во время вождения. Процесс замены рулевой тяги не так уж и сложен, как это может показаться. Достаточно запастись свободным временем и необходимым инструментом. После замены тяги в обязательно порядке нужно отрегулировать развал-схождение. Лучше всего обратиться к опытному мастеру и сделать всю работу корректно, чтобы в последствие не возникли серьёзные финансовые потрясения.
Профилактика неисправностей
Профилактика каких-либо неисправностей рулевого узла авто достаточно проста. Самым эффективным способом избежать любой поломки является своевременное и периодическое проведение полного технического осмотра машины. Только это поможет выявить любые дефекты, которые и приводят к поломкам. Для этого рекомендуется не менее 1 раза в год посещать специализированные ремонтные мастерские, при ежедневном использовании машины рекомендуется это делать не реже 2 раз в год.
Рекомендации для автовладельцев
Чтобы проверить исправность наконечника, необходимо попросить помощника прокрутить рулевое колесо в разные стороны. В это время нужно прислушаться к исходящим стукам. Можно с помощью монтировки проверить наличие люфта. Если во время проверки слышен стук и есть люфт, надо сразу принимать меры по устранению неисправности.
Опытные владельцы автомобилей, которые не один раз сталкивались с подобной ситуацией, советуют:
- хранить автомобиль в сухом помещении, т. к. при постоянной влажности детали подвергаются разрушению;
- избегать движения по бездорожью и дорогам с плохим покрытием;
- по окончании ремонта, особенно если его проводил другой человек, проверять затяжку болтов колеса и заменяемых деталей;
- покупать оригинальные и качественные запчасти у надежных поставщиков;
- после всех работ, связанных с ходовой частью автомобиля, регулировать развал-схождение колес.
Эксплуатация автомобиля при неисправности рулевого управления может быть опасна для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому нужно вовремя ремонтировать транспортное средство и прислушиваться к советам опытных автомобилистов.