Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками

Вопросы разобранные в статье

Что не так с аккумулятором

Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками

Автомобильная аккумуляторная батарея обычно представляет собой закрытый пластмассовый контейнер, внутри которого находятся свинцовые пластины – положительные и отрицательные, составляющие гальваническую пару. Как правило, они омываются раствором серной кислоты, также называемым электролитом. На клеммы электродов может поступать ток от зарядного устройства или генератора. Ну, а когда АКБ накопит достаточно амперчасов, она сама становится источником электроэнергии, расходуемой на запуск двигателя, работу приборов и освещение.

Генератор автомобиля в ходе его движения восполняет энергозатраты, но может оказаться, что накопленного тока недостаточно хотя бы для того, чтобы нормально завести двигатель. Что поделать – время берёт своё, и даже при корректной эксплуатации машины пластины аккумулятора изнашиваются.

Однако в большинстве случаев такую АКБ можно восстановить. Способов придания аккумулятору «второго дыхания» существует немало, но для того, чтобы выбрать наиболее применимый, нужно определить причину отказа устройства выдавать нужное количество электроэнергии.

Сульфатация свинцовых электродов

Сульфатация свинцовых электродов

Из всех «болезней» АКБ эта наиболее распространённая. Дело в том, что работа батареи, как правило, сопровождается образованием на её пластинах соляного налёта. Если не доводить аккумулятор до глубокого разряда, то при наполнении его энергией такие отложения растворяются.

Однако причины сульфатации кроются не только в экстремальных разрядах. Её могут вызвать и такие факторы, как частая неполная зарядка или продолжительное пребывание батареи в разряженном виде.

Чтобы выяснить, поражена ли сульфатацией батарея, следует открутить её пробки и осмотреть пластины. Светлый налёт с коричневым оттенком является верным признаком такого процесса. Другими симптомами этой неполадки, которые могут проявляться в том числе и у необслуживаемых кислотных аккумуляторов, являются следующие:

  • при зарядке батарея через некоторое время закипает;
  • полностью заряженный аккумулятор не в состоянии раскрутить двигатель и садится за несколько минут от обычной лампочки;
  • белый налёт на корпусе батареи.

Особенности необслуживаемых АКБ

Восстановление необслуживаемого аккумулятора
Особенностью необслуживаемых батарей является отсутствие прямого доступа к банкам, соответственно невозможно проверить плотность электролита, появляются определенные сложности с ремонтом необслуживаемых аккумуляторов газоотводом, очисткой внутренних банок от загрязнений.

Если на обычных АКБ, где имеется доступ к банкам, проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллят или кислоту не составит труда, то на необслуживаемых батареях при падении уровня электролита появляются определенные сложности. Следует шприцем выполнить отверстие в пластике выше уровня жидкости, после чего через шприц залить внутрь аккумулятора дистиллят и тщательно запаять сделанное отверстие.

Несмотря на свою сложность конструкции и трудности с сервисом, в последние годы такие необслуживаемые модели получили популярность на рынке, что объясняется их универсальностью использования.

Они сочетают доступную стоимость, обеспечивают уверенный пуск двигателя, требуют от автовладельца минимум внимания.

Виды аккумуляторов

Свинцовые аккумуляторы в качестве реагентов используют смесь химических элементов, известную под названием “диоксид свинца”. В качестве электролита выступает раствор, изготовленный с применением серной кислоты. Свинцовый аккумулятор также называют свинцово-кислотным. Такие устройства бывают стартерными, тяговыми, стационарными и портативными. Стартерные сейчас наиболее распространены. Они запускают процессы в двигателях внутреннего сгорания, а также обеспечивают машинные устройства энергией. К недостаткам стартерных аккумуляторов относят выделение в них водорода, малый показатель удельной энергии, не самую высокую сохранность заряда. Стационарные свинцовые аккумуляторы очень широко распространены в сфере энергетики. Они используются в системах телекоммуникаций, на телефонных станциях. Аварийные источники питания нередко представляются в виде именно таких аккумуляторов. Сравнительно недороги в обращении. Тяговыми свинцовыми аккумуляторами оснащают подъемники и электрические автомобили, шахтные электровозы. Низкая стоимость и большие ресурсы, режим глубокого заряда – вот основные характеристики таких устройств. Портативный свинцовый аккумулятор применяют в блоках аварийного освещения, в инструментах. Основными достоинствами его являются малая стоимость, а также большой интервал температур, в котором может работать такая батарея. Но есть и недостатки: хранить устройство в разряженном состоянии нельзя, изготовить аккумулятор маленького размера в производственном плане достаточно проблематично. Стоит понимать, что дешевизна будет наблюдаться только в сравнении с портативными аккумуляторами другого типа, а не между свинцовыми. Восстановление свинцово-кислотных аккумуляторов можно произвести при помощи многократной зарядки малым током.

Литиево-ионные аккумуляторы используются достаточно широко в мобильных устройствах. Углеродистый материал служит основой отрицательного электрода. В него вводятся литиевые ионы. Оксид кобальта при этом играет роль активного материала положительно заряженного электрода. В качестве электролита используется раствор соли лития. Литиево-ионные аккумуляторы высокореусурсны, имеют впечатляющий показатель удельной энергии, а также могут работать при малых температурах. Производство их в последнее время расширилось, поскольку удалось повысить порог удельной энергии устройств. Очень часто аккумуляторы такого типа можно встретить в смартфонах, телефонах, ноутбуках и планшетных компьютерах. Восстановление литиевых аккумуляторов требует полного разбора и отключения схемы защиты.

Признаки того, что аккумулятор скоро выйдет из строя

Как определить, что аккумулятор скоро выйдет из строя? Основными признаками грядущей беды являются:

  1. Быстрая зарядка и быстрая разрядка. «Умирающей» батареи обычно хватает на несколько попыток пуска. Если включить дальний свет при заглушенном двигателе, то уже через 10-15 минут напряжение на клеммах АКБ существенно (до 11.5 В и ниже) упадет. Значит, аккумулятор серьезно разрядился.
  2. Затрудненный пуск. Даже с полностью заряженной АКБ стартер крутит с натугой. Причем не только на холоде, но и в теплом гараже или в летнее время.
  3. Повышенный саморазряд. Напряжение на полностью заряженной и ни к чему не подключенной АКБ через день-два, а бывает и за ночь существенно падает.

Распространенные неисправности батарей

Восстановление автомобильного аккумулятора возможно далеко не всегда и зависит от вида неисправности. Также играет роль тип батареи:

  • обслуживаемая АКБ оснащена пробками, установленными сверху над каждой банкой;
  • необслуживаемый источник питания отличается цельным пластиковым корпусом – моноблоком без пробок.

При наличии откручивающихся крышек можно проверить и откорректировать плотность электролита либо слить жидкость с целью ремонта. Герметичный моноблок реанимируется одним способом – путем зарядки по определенному алгоритму, но положительный результат не гарантируется.

Неисправности аккумулятора условно делятся на 2 группы – внешние и внутренние. Каждую разновидность стоит разобрать отдельно.

Устранение внешних дефектов

В процессе эксплуатации батарей автолюбителям приходится сталкиваться с двумя наружными неисправностями: окисление свинцовых клемм и трещины в корпусе. Последние возникают по таким причинам:

  • корпус лопнул в результате механического повреждения (например, падение аккумулятора);
  • вздутие разряженной АКБ, находящейся на сильном морозе;
  • пластик стал хрупким от старости.

Окисление клемм препятствует надежному контакту источника с бортовой сетью и зачастую служит причиной отказа стартера. Дефект «лечится» простой зачисткой с помощью крупной наждачной бумаги, в запущенных случаях – мелкого напильника. Аналогичным образом слой окиси удаляется с контактов, насаживаемых на клеммы и прикручиваемых болтами.

Зачистка клемм
Если в корпусе образовалась трещина, восстановить необслуживаемый аккумулятор не выйдет – отсутствуют отверстия для опорожнения и заливки электролита. АКБ, оборудованная пробками, ремонтируется так:

  1. Слейте из всех банок электролитическую жидкость и промойте корпус изнутри дистиллированной водой, чтобы при пайке горячий инструмент не контактировал с кислотой.
  2. Просушите корпус со стороны трещины, затем тщательно пропаяйте ее по всей длине.
  3. Вырежьте заплатку из пластмассы и приварите ее поверх трещины, заделывая швы без пропусков.
  4. Другой вариант – использование клеевого пистолета. Дефект нужно слегка расширить, заполнить полимерным составом, а затем наложить латку.

По окончании проверьте аккумуляторную батарею на герметичность, залив доверху дистиллированной водой. При отсутствии протечек заполните АКБ электролитом и пробуйте заряжать. Если блоки пластин не повреждены, аккумулятор «возьмет» заряд и продолжит служить на автомобиле.

Примечание. Если корпус треснул от вздутия либо преклонного возраста изделия, то оживить аккумулятор путем пайки дефекта вряд ли удастся. Точный результат покажет только зарядка, выполняемая после заделки трещины.

Внутренние неполадки

Большинство внутренних неисправностей однозначно приводит батарею в негодность, если проблема обнаружена слишком поздно. На ранних стадиях реанимация вполне возможна. Список распространенных неполадок выглядит так:

  • сульфатация электродов – отложение на пластинах толстого слоя сернокислого свинца, не позволяющего электролитической жидкости нормально контактировать с активным наполнителем;
  • осыпание наполнителя со свинцовых решеток;
  • замыкание электродов и блоков между собой.

Справка. Короткое замыкание пластин – следствие осыпания большого количества активного наполнителя с решеток. Дефект является критическим – АКБ восстановлению не подлежит.

Последствия короткого замыкания АКБ
Причины возникновения указанных неисправностей следующие:

  • многократная полная разрядка кислотно-свинцового аккумулятора «в ноль»;
  • эксплуатация источника питания с низким уровнем зарядки из-за неполадок генератора либо электрической части автомобиля;
  • длительное хранение в разряженном состоянии.

Если проблема обнаружена на последней стадии – глубокая сульфатация, тотальное осыпание – реанимировать аккумулятор автомобиля не удастся. Непоправимый дефект диагностируется просто – батарея абсолютно не воспринимает зарядку, электролит постоянно кипит. В остальных случаях пробуйте реализовать описанные ниже способы реставрации АКБ.

Возможна ли реанимация

Потенциально можно реанимировать АКБ, у которой произошёл действительно глубокий разряд, и продолжить её эксплуатацию на благо автомобиля.

Для этого применяют разного рода методы и приборы.

Многое зависит от того, насколько сильным оказался разряд, как долго батарея находилась в таком состоянии, и сколько полных разрядов источник питания пережил до этого.

Глубокий разряд губителен именно для свинцово-кислотных аккумуляторов, где в качестве рабочей среды используется жидкий электролит.

Производители обычно указывают в технической документации количество глубоких разрядов, которые может пережить тот или иной жидкостный свинцово-кислотный стартерный аккумулятор.

Обычно фигурируют цифры в диапазоне 15–20 циклов. Но в действительности даже 10 циклов достаточно, чтобы зимой аккумуляторная батарея уже не смогла выполнить свои функции.

Потому совет предельно простой.

Старайтесь не допускать глубоких разрядов. Каждый из них ведёт к потере 3% ёмкости, восстановить которую уже не получится.

А есть и такие батареи, которые вовсе не боятся подобных ситуаций.

Устройство необслуживаемой аккумуляторной батареи

По конструкции, принципу выработки энергии необслуживаемые АКБ схожи с обычными изделиями. В батарею входит ряд основных элементов, каждый из которых стоит рассмотреть подробнее.

Пластины-электроды

Являются поставщиками энергии. Бывают плюсовыми и минусовыми, соединяются последовательно через перемычки и разделяются перегородками. По внешнему виду это свинцовые решётчатые пластинки, способные выдерживать многочисленные циклы заряда-разряда. Электроды погружены в раствор серной кислоты (38 %) и дистиллята, представляющие собой жидкость, проводящую электричество.

Прослойки

Чтобы плюсовые и минусовые электроды не оказались замкнутыми накоротко, между ними размещают сепараторы – прослойки, изготовленные из диэлектрического материала – микропористого пластика. Они надеваются на плюсовые пластины и имеют вид конверта. Такая форма не даёт активной массе выпадать на днище корпуса и касаться противоположно заряженных электродов.

Клеммы полюсов

Их делают из свинца: плюсовый контакт имеет несколько больший диаметр. Это предохранит от ошибочного подключения при установке батареи. За клеммами рекомендуется изредка ухаживать: протирать чистой ветошью и смазывать специальным составом.

Корпус

Для его изготовления применяют кислотоупорные виды пластика, чаще всего синтетический полипропилен. Основные требования к корпусу:

  • выдерживание температурных перепадов;
  • стойкость к воздействию химических веществ;
  • прочность, устойчивость к тряске, вибрациям.

Крышка

Её предназначение – герметизация внутренних электрических соединений банок-секций. Как вскрыть необслуживаемый аккумулятор? Нужно поддеть верхнюю панель, где увидите плотно заклеенные крышки (вместо них могут быть только контуры, по которым можно определить местонахождение банок). Верхняя часть выполняет и ещё одну функцию: собирает водяные испарения и отправляет их обратно, благодаря наличию лабиринта. Ещё в крышке имеются газоотвод и защита от воспламенения. Последняя представляет собой фритт – круглый диск, пропускающий газы наружу, а при загорании не дающий проникать огню в АКБ, что чревато взрывом изнутри.

Разновидности необслуживаемых батарей

Современный рынок предлагает 4 вида аккумуляторов описываемого типа. Среди них:

  1. Кислотные свинцово-кальциевые. Наиболее распространённый вариант изделий. Для изготовления пластин применяется кальций, снижающий коррозионную опасность, уменьшающий саморазряд и кипение АКБ.
  2. AGM. По конструкции схожи с предыдущим типом. Отличие в том, что раствор не находится в жидком виде: он упрятан в стекловолокнистые сепараторы. Такая конструкция позволяет переносить батарее даже очень сильные разряды без последствий. В итоге эксплуатационный ресурс увеличивается до 8–10 лет.
  3. EFB. Этот вид имеет более толстые электроды-пластины, каждая из которых находится в особой упаковке из материала, пропитанного кислотным раствором. Подобная технология продлевает срок службы АКБ до 10 лет и отодвигает время наступления сульфатации.
  4. GEL. Это батареи, внутри которых раствор не в виде жидкости, а в виде геля.

Методы восстановления

Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.

Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.

Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.

Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:

  • механическая очистка;
  • химическое восстановление;
  • КТЦ;
  • с помощью дистиллированной воды;
  • переполюсовка;
  • с использованием десульфатора.

Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.

Механическая очистка

У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.

Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.

Механическая очистка аккумулятора

Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.

Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.

Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.

Химический метод

Прежде чем начать заряжать аккумулятор, его можно попытаться восстановить после глубокого разряда химическим методом.

Химическая очистка аккумулятора

Для этого применяются специальные составы, функция которых заключается в растворении кристаллов солей. Смысл идеи заключается в следующем:

  • батарея полностью разряжается нагрузкой;
  • сливается весь электролит;
  • внутренности промываются качественной дистиллированной водой;
  • в очищенные банки АКБ заливается автохимия;
  • происходит активный процесс кипения и образования газов;
  • залитый раствор сливается;
  • повторно выполняется промывка дистиллятом;
  • если пластины не очистились полностью, ещё раз заливается очищающая химия;
  • батарея промывается;
  • вливается свежий электролит;
  • АКБ ставится на зарядку.

Метод более эффективный и безопасный. Но тоже работает не всегда.

КТЦ

После глубокого разряда автомобильный аккумулятор может не реагировать на обычный процесс зарядки. Это может толкнуть водителя к идее провести КТЦ, то есть контрольно-тренировочный цикл.

Метод достаточно действенный, но на его реализацию уходит много времени.

КТЦ аккумулятора авто

Смысл КТЦ заключается в том, чтобы несколько раз полностью разрядить и зарядить аккумуляторную батарею. Изначально зарядка выполняется током до 10% от номинальной (паспортной) ёмкости, после чего подключается нагрузка, а АКБ разряжается до напряжения на клеммах около 10,2 В. И так нужно повторить несколько раз.

Чем медленнее АКБ будет разряжаться под нагрузкой, тем лучше она функционирует. А потому восстановление идёт.

КТЦ считается оптимальным вариантом для реанимации старых обслуживаемых АКБ и необслуживаемых батарей.

Режим многократной зарядки

Не менее простым методом восстановления правильной работы аккумуляторной батареи, предлагаемым специалистами автодела, является проведение нескольких этапов заряда прибора с перерывами. Изначально необходимо установить уровень тока до показателя 0,04 от номинального объема аккумулятора. После 8 часов проведения зарядки необходимо сделать 12-часовой перерыв (не более 16 часов).

Перерыв необходим для выравнивания внутренних потенциал и внешних свинцовых пластин, выполняется диффузия плотного электролита в промежутки между электродами.

После перерыва возобновляется процедура заряда аккумулятора. Рекомендуется провести не менее 5 таких процедур. В ходе увеличения объема будет увеличиваться уровень плотности электролита, в результате чего его необходимо разбавлять дистиллированной водой и контролировать показатель уровня, важно держать его в пределах нормы.

Химические средства

Итак, для начала необходимо выполнить полную зарядку аккумуляторного устройства, после чего важно слить весь электролит. Теперь необходимо промыть емкость дистиллированной водой, не менее трех раз.

Для следующего этапа промывки берем раствор 5% (вес.) аммиака и 2% (вес.) Трилона В. Заливаем его в емкость предварительно очищенную с помощью дистиллированной воды, с которой был вылит электролит, и оставляем на час.

Внутри будут наблюдаться брызги и активное газовыделение, это идет процесс десульфатации. По завершению газовыделения, процедуру можно считать завершенной. Теперь сливаем жидкость с аккумулятора и снова промываем емкость с помощью дистиллированной воды (2-3 раза). Теперь наполняем батарею новым электролитом и проводим полную зарядку.

Если наблюдается сильная сульфатация, то восстановление аккумулятора таким раствором можно провести пару раз. Однако отметим, что такой раствор невозможно приготовить самостоятельно, рекомендуется обратиться к специалисту.

Импульсный ток

Данный способ поможет решить проблему замыкания в банке аккумуляторной батареи, многие не знают о таком методе либо не рискуют его использовать, однако, по отзывам многих автолюбителей можно с уверенностью сказать, что метод выжигания с помощью импульсивного тока довольно эффективен.

Подключаем аккумулятор к источнику, вырабатываемому большой ток (в данном случае это не менее 100 ампер). Очень часто с такой целью используется сварочный аппарат. Замыкание в банке выжигается в результате двухсекундного прохождения такого тока.

Признаки износа

Чтобы понять, что батарея скоро выйдет из строя, необходимо обладать некоторой информацией — узнать основные признаки. Без необходимых знаний восстановление автомобильных аккумуляторов пройдёт затруднительно. Потребуется внимательно следить за своим автомобилем. Только в таком случае можно будет вовремя принять необходимые меры по ремонту, в частности аккумуляторной батареи.

Имеется несколько основных признаков:

  1. Если АКБ быстро теряет свой заряд, то нужно побеспокоиться. Это первый признак снижения качества залитого внутрь электролита.
  2. Ещё один верный признак неисправности батареи — очень быстрая зарядка через специальное устройство. Причиной этому станет сульфатация, которая уже началась.
  3. Электролит потемнел. Если вещество стало темнеть, то необходимо сразу же приступать к восстановлению АКБ, ведь это один из основных признаков того, что угольные пластины начинают осыпаться и разрушаться.
  4. Если нагреваются отдельные секции аккумулятора или электролит закипает, то это происходит из-за замыкания пластин или их повреждения. Основной причиной этой неисправности становится то, что автомобиль долгое время стоит без действия на сильных холодах. Пластины могут замёрзнуть, а корпус прибора покроется льдом. В результате появится замыкание, что, в свою очередь, приведёт к очень быстрому закипанию при зарядке электролита. Это неисправность уже очень серьёзная, и в большинстве случаев воскресить прибор не удастся.

Аккумулятор можно восстановить практически во всех случаях, если он полностью не запущен. Операция может быть довольно дорогой, но денег уйдёт гораздо меньше, чем при приобретении нового агрегата.

Нужно внимательно относиться к эксплуатации аккумуляторной батареи и сразу же замечать различные неполадки. От этого будет зависеть продолжительность жизни АКБ. Перед тем как приступать к непосредственному восстановлению автомобиля, нужно выяснить, какие части батареи вообще подлежат реанимации.

Плотность электролита

Электролит заливается внутрь аккумуляторной батареи. Обычно это вещество представляет собой своеобразный коктейль из кислоты и воды. Если аккумулятор никель-кадмиевый или никель-железный, то в этом случае внутрь заливается щелочной электролит. Рекомендуем: Сколько нужно и можно долить электролита в аккумулятор
Перед тем как начать ремонтировать аккумуляторную батарею, необходимо точно знать плотность электролита. Для этого используют прибор под названием ареометр. На его покупку не придётся тратить много денег, продаётся он абсолютно в любом магазине с автозапчастями. А также можно использовать вольтметр, чтобы измерить плотность кислотного раствора. К клеммам автомобиля необходимо выключить оборудование.

В отключенном состоянии цифры должны равняться примерно 11,9−12,5 В. После этого включаем автомобиль, набираем 2500 оборотов и производим замер заново. Если напряжение будет равняться 13,9−14,4 вольт, то плотность в пределах нормы. В таком случае старый аккумулятор необходимо только подзарядить. Но, если показатели слишком маленькие, потребуется произвести восстановление.

Несколько способов провести реанимацию:

  1. Использование зарядного устройства для аккумулятора и доведение заряда до 100%. Потерять заряд нельзя.
  2. Полная замена раствора из АКБ на новый.
  3. Использование электролита повышенной плотности.
  4. Добавление только серной кислоты.
  5. Добавление только воды.

Перед тем как восстанавливать кислотный раствор, стоит попробовать просто перезарядить оборудование. Иногда случается так, что после такой несложной процедуры все проблемы исчезают.

Если после зарядки появляются проблемы с электролитом, то необходимо изменить плотность раствора в аккумуляторной батарее.

Воду ни в коем случае нельзя вливать в серную кислоту. Это очень важно. В ином случае можно получить очень серьёзные повреждения кожи в виде ожогов. Вода закипит и будет разбрызгиваться в разные стороны. Восстановление АКБ автомобиля нужно производить аккуратно.

Разрушение и замыкания пластин

Если на аккумуляторе разрушились или только начинают разрушаться пластины, то необходимо сразу же принимать меры по восстановлению. Если аккумулятор значительно разрушился, то восстановить его части уже не получится.

Именно поэтому перед реанимацией, нужно убедиться, что это не бесполезное занятие. Процесс разрушения можно остановить только, если он только начался. Изрядно потрепанное устройство реанимировать нет смысла.

Если обнаружили признаки разрушения, сразу же стоит вымыть банки:

  1. Для начала нужно полностью разрядить устройство, подключив к аккумулятору любую нагрузку. Для этой цели обычно используют обычную лампочку.
  2. Из банок удаляется весь повреждённый раствор. Для этого используют резиновую грушу. Раствор помещается в стеклянную посуду, которая предварительно была подготовлена.
  3. Банки моются дистиллированной водой до полной чистоты. АКБ при очистке необходимо постоянно переворачивать и трясти.
  4. Если внутри наблюдается много грязи, а крошка угля всё ещё сыпется, то процесс уже необратим, поскольку зашел далеко. В таком варианте АКБ восстановлению уже не подлежит.
  5. Когда добились полной чистоты, в банку надо поместить новый раствор. Перед этим обязательно проверяется плотность вещества.
  6. Батарея ставится на подзарядку, чтобы прежнее напряжение вернулось на нужный уровень.

Когда операция по очистке завершена, а прибор полностью заряжен, нужно ещё раз проверить электролит и его плотность. Если надо, показатели придётся привести в норму.

Диагностика сульфатации

Сульфатация — это одна из самых распространённых проблем, связанных с аккумуляторной батареей. Если происходят нормальные условия эксплуатации, то во время разрядки-зарядки в аккумуляторе происходят определенные процессы. Но когда машина заводится нечасто, процессы будут нарушаться.

На пластинах могут появиться кристаллы сульфата свинца. Их трудно убрать и они могут привести к таким последствиям:

  1. Ёмкость аккумулятора уменьшается.
  2. Внутреннее сопротивление увеличивается.
  3. Объём пластин увеличивается.

В большинстве случаев сульфатация начинает проявляться в случае, если автомобиль долго стоит без использования, перегревается или на него подаётся критические условия тока. Можно понять, что началась сульфатация, увидев падения заряда.

Чтобы определить этот показатель, необходимо использовать тестер. Если дефект найдется, надо подумать о способах восстановления аккумулятора в ближайшие сроки. Действовать нужно быстро, пока прибор ещё есть возможность восстановить. Для восстановления необходимо использовать специальную присадку к электролиту. Обычно используется десульфатор, который растворяет образовавшиеся кристаллы. Это были главные неисправности. Изучив их можно узнать, как реанимировать аккумулятор автомобиля в домашних условиях.

Недостатки в использовании необслуживаемого АКБ

Недостатки в использовании необслуживаемого АКБ

Производители необслуживаемых аккумуляторных батарей гарантируют хорошее качество и долгий срок эксплуатации. Однако существует ряд недостатков при использовании герметичного АКБ:

  • в реальных погодных условиях, особенно при сильном морозе устройство обладает высокой чувствительностью, и становится уязвимым;
  • резерв батареи для запуска моторного двигателя снижает существенный недозаряд с пробегом на короткой дистанции;
  • паркинг под открытым небом, и вследствие застывший мотор, станут фатальными для батареи.

Электролит становится вязким при отрицательной температуре. В активной массе снижается скорость диффузии ионов. При запуске мотора на поверхности жидкости появляются локальные области нагрева, от которых идет основная часть энергии. Во время восстановления температуры такие участки быстрее подвергаются процессу сульфатации.

Во время химической реакции на поверхности жидкой массы возникает сернокислый свинец, который покрывает плаcтины. Кристаллы вещества мешают полноценному заряду и отдаче энергии. Емкость аккумулятора снижается. Внешне процесс выражается неестественным коричневым налетом на клеммах. Увы, не все автолюбители знают об этом.

ВАЖНО! Для проверки уровня электролитов батареи выпускают с одной стенкой из прозрачного пластика. Или же корпус изготовлен из полупрозрачного материала. Некоторые сверлят отверстия сверху, чтобы измерить плотность внутреннего вещества. Однако можно наткнуться на систему газоотвода. Определить степень электролитов в емкости поможет яркий фонарик, который просветит батарею насквозь.

Неутешительный «диагноз» АКБ ставят после тщательной проверки:

  • водитель осуществляет два или три контрольно-тренировочных заряда;
  • последний заряд происходит под электротоком в 7 или 8 Ампер, не превышая норму;
  • пересматривают показатели напряжения на клеммах с помощью нагрузочной вилки, или производят фиксацию точных показаний мультиметра;
  • через 8 часов рекомендовано сделать второй замер показателей.

Усиленное выделение газов говорит о необходимости корректировки состава электролитов. Для повышения плотности вещества в корпусе, чуть выше уровня жидкости, проделывают отверстие. С помощью шприца впрыскивают дистиллированную воду, и запаивают прореху.

Как восстановить нормальную работу АКБ (емкость и плотность)

Как восстановить нормальную работу АКБ (емкость и плотность)

Причины остановки работы аккумуляторов:

  1. Засульфатированность пластин — емкость электролитов падает до нулевого показателя.
  2. Разрушение пластин из угля, их осыпание. Внешне это проявляется темным оттенком электролитов при зарядке. Однако такой АКБ не всегда возможно исправить.
  3. Замыкание пластин (с последующим выкипанием электролитов). Для ремонта понадобится покупка новых пластин из секции.
  4. Неверное хранение и эксплуатация. При отрицательной температуре повреждаются пластины и корпус. Сильная поломка сделает восстановление невозможным. Зимой рекомендуют хранить АКБ в теплом помещении.

Полноценное восстановление работы АКБ доступно при наличии оборудования. Существует несколько способов небольшого ремонта:

  • многократный заряд или разряд небольшими токами с электролитами пониженной сложности;
  • заклейка или заварка трещин в корпусе аккумулятора;
  • ремонт клемм.

Для полного ремонта корпус батареи необходимо открыть. Тут возникают сложности. Обыкновенно верхняя стенка АКБ спрессована с основой «горячим» методом. Повторный нагрев вызовет деформацию. Иногда крышку защелкивают с помощью резиновых прокладок в соответствующем пазу.

ВАЖНО! При осыпании или замыкании пластин не следует подключать АКБ к зарядному устройству. Для начала батарею промывают дистиллированной водой, чтобы убрать грязь. Устройство можно переворачивать, чтоб устранить мелкие частички. После этого замыкание пропадет. Большое количество мусора означает безнадежность ремонта.

Для десульфатации пластин необходимо приобрести специальную присадку к электролиту:

  1. В свежем электролите растворяют присадку в течение двух дней (все зависит от объема АКБ).
  2. В батарею вливают электролит.
  3. С помощью ареометра измеряют плотность (номинальное значение — 1,28 г/куб.см.).
  4. Пробки откручивают.
  5. Включают зарядное устройство для осуществления циклических этапов «зарядка-разрядка». Значение тока — 1/10 часть от максимально допустимого. АКБ не должна нагреваться и кипеть. Если плотность не поменялась в течение двух часов, аккумулятор заряжен.
  6. Для корректировки электролитов в жидкость доливают очищенную воду. Стандартное значение плотности — 1,28 г/куб.см.
  7. Аккумуляторную батарею разряжают. Для этого подключают нагрузку, и ограничивают ток до 1 или 0,5 Ампера для АКБ шести вольт. Ток умножают на время разряда для определения значения емкости. Для достижения минимума возможно повторить этап «заряда-разряда».
  8. В конце электролит снова добавляют присадки, и прикручивают пробки.

Быстрый способ ремонта необслуживаемого аккумулятора:

  • батарею заряжают до максимума;
  • выливают старый электролит;
  • АКБ промывают дистиллированной водой (два или три раза);
  • вливают раствор Трилон Б и аммиак (5 %);
  • в течение 40 минут или часа ожидают результата;
  • при необходимости повторяют процесс десульфатации.

Десульфатация свинцовых пластин

Особенностью свинцово-кальциевых аккумуляторов является образование кристаллов при потреблении энергии. Подобная реакция называется сульфатацией. Если постоянно ездить на машине, образование кристаллов не мешает стабильному функционированию источника питания. При небольшой разрядке на пластинах появляются мелкие кристаллы. Образования легко растворяются электролитом.

Глубокий разряд приводит к появлению крупных кристаллов. Разрушить их крайне сложно. Работа батареи становится некорректной, электролит не проникает качественно к активной массе. Восстанавливают функциональность физическим или химическим методом.

Физическим способом

Оборудование демонтируют, пластины изымают. В крышке АКБ делают отверстия паяльником. Проводится процедура ручной очистки и последующей промывки. Предварительно электролит сливают из банки. Необходимо использовать резиновые перчатки.


Промывка автомобильного аккумулятора выполняется при помощи Трилон Б.

Промывку проводят дистиллированной водой. Деминерализованную жидкость наливают внутрь банки для очистки внутренних поверхностей.

Проведение промывки позволяет вернуть работоспособность. Очищенные элементы конструкции устанавливают на прежнее место. Внутрь заливается электролит.

Затем батарею заряжают. Специалисты утверждают, что физический метод сложный. Пластины легко повредить.

Химическим способом

В процессе восстановления применяется химически активный раствор. Процедура занимает не более 3 часов. Сначала требуется подготовить раствор «Трилона Б».

Очистка проводится в несколько этапов:

  1. Батарею полностью заряжают.
  2. Электролит сливают.
  3. Промывают банки дистиллированной водой.
  4. Специальный раствор заливают в аккумулятор. В течение 1-2 часов химически активный состав растворяет кристаллы. Реакция протекает с выделением газов, поэтому процедуру нельзя проводить дома.
  5. Еще раз промывают внутренние поверхности АКБ. Вода удаляет остатки сульфата из внутреннего пространства.
  6. Заливают новый электролит.
  7. Прибор заряжают повторно.

Специалисты утверждают, что при химической очистке есть вероятность попадания частиц свинца между пластинами. Из-за этого нередко случается короткое замыкание.

Процесс восстановления аккумулятора

Этап первый: подготовка

Первое что не обязательно, но нужно сделать это очистить поверхность батареи от любых загрязнений. Промыть с моющим средством всё поверхность.
Далее, визуально убедиться в отсутствии повреждений на корпусе, в отсутствии вздутий и выпуклостей по сторонам.
Второе, открыть все пробки банок и убедиться в наличии электролита. Если в одной из банок его нет, то нужно убедиться в отсутствии трещин на корпусе.
Затем, с помощью фонарика осмотреть пластины внутри – осыпаний быть не должно. Тут как раз за одно можно отчетливо увидеть сульфатацию – белый налет на пластинах.
Если все в порядке – доливаем в каждую банку дистиллированную воду до уровня. Не лишним будет замерить плотность электролита каждого отсека.

Этап второй: классический способ восстановления

Прежде чем переходить к переполюсовке аккумулятора, необходимо протестировать обычный способ восстановления, ставший уже классическим.
Шаг первый: заряжаем аккумулятор до полного заряда 14,4 В.
Шаг второй: галогеновой лампочкой или другой нагрузкой разряжаем батарею до 10,6 В (напряжение замеряется под этой же нагрузкой).
Повторяем цикл из этих двух шагов 3 раза и заряжаем батарею на полную. Проверяем емкость нагрузочной вилкой или стартером в работе машины. Если батарея восстановилась – хорошо – продолжаем эксплуатацию. Если нет, или не достаточно, то переходим к третьему этапу.

Этап третий: переполюсовка аккумуляторной батареи

Этот метод восстановления аккумулятора самый действенный из всех существующих. И реанимирует батарею почти в 90% случаях.
Шаг первый: вешаем на батарею нагрузку в виде галогенной лампы, и разряжаем аккумулятор в ноль. Лампа потухнет примерно через сутки (все зависит от начальной емкости аккумулятора). Оставляем батарею с подключенной лампой ещё на 2-3 суток, чтобы окончательно разрядить остатки.
Шаг второй: зарядка аккумулятора обратным током. Подключаем зарядное устройство наоборот: плюс к минусу, а минус к плюсу. Чтобы не испортить ваш зарядник (или чтобы не сработала защита от короткого замыкания), последовательно батареи подключаем ту же галогенную лампу. И заряжаем аккумулятор в обратной полярности. После того, как напряжение поднялось до вольт 5-6, лампу из цепи можно исключить. Ток заряда желательно ставить 5 процентов от емкости батареи. То есть если емкость 60 ампер-часов, то ток заряда в обратном направлении ставим на 3 Ампера. В это время все банки с электролитом начинают активно бурлить и шипеть –это нормально, так как идет обратный процесс.
Заряжаем примерно сутки, до появления напряжения 12-14 В. В итоге у вас получилась полностью заряженная батарея у которой на выходе плюса – минус, а на минусе – плюс.
Шаг третий: опять полностью разряжаем батарею галогенной лампой пару суток. Затем производим правильную зарядку плюсом к плюсу, минусом к минусу. Заряжаем на полную до 14,4 В.
На этом все действия завершены.

Способы восстановления автоаккумулятора своими руками

Но если аккумулятор плохо работает из-за естественной старости, не спешите его выбрасывать – его можно попробовать реанимировать, и результаты бывают вполне обнадёживающими. Если повезёт. Вы сможете эксплуатировать батарею около года – согласитесь, это немало, учитывая стоимость этих источников питания.

В странах бывшего СССР необслуживаемые свинцово-сурьмянистые АКБ не спешат сдавать свои позиции. Хотя средний срок службы у них меньше, чем у необслуживаемых батарей, но и стоят они заметно ниже. А поскольку их конструкция предполагает гораздо большую ремонтопригодность, то можно сделать вывод, что они не скоро исчезнут с наших автомобилей.

Рассмотрим наиболее распространённые способы восстановления работоспособности таких аккумуляторных батарей.

Метод неоднократной подзарядки

Если речь заходит о том, как восстановить состарившийся аккумулятор автомобиля, стоит попробовать именно эту процедуру. Её главной особенностью является использование тока зарядки небольшого номинала.

Сущность метода состоит в том, что ЗУ должно работать с перерывами. Они нужны для того, чтобы разность потенциалов на парах электродов, в качестве которых выступают свинцовые пластины, успели выровняться. При использовании малых токов такая процедура безопасна и не считается разрушительной. Основной эффект достигается за счёт перенаправления электролита высокой плотности от пластин в свободное пространство между электродами.

Если плохая работа аккумулятора обусловлена разбросом плотностей в банках, такой способ окажется весьма эффективным.

В процессе заряда автовладельцу остаётся следить, чтобы напряжение в каждой банке достигло 2,4 В, а значение плотности раствора серной кислоты было равно номинальному. Главное – помнить, что автоаккумулятору нужно давать передышку, во время которой и происходит перераспределение электролита. Минимум, который позволит реанимировать батарею таким способом, – 8 циклов заряда-отдыха.

Замена электролита

Реанимировать аккумулятор автомашины в домашних условиях можно и таким тривиальным способом, как полная замена раствора серной кислоты – при длительной эксплуатации жидкость засоряется частичками, которые существенно снижают её электропроводимость замена на новый электролит. Как показывает практика, замена жидкости способна оживить такую АКБ.

После слива жидкости с соблюдением всех необходимых мер безопасности (работа в резиновых перчатках, прорезиненном переднике, защитных очках) корпус нужно промыть, желательно подогретой дистиллированной водой, а затем водным раствором соды из расчёта 3 ч. ложки соды на 100 мл. дистиллята.

Заливка электролита в аккумулятор

Последний нужно предварительно прокипятить, залить и дать отстояться около получаса. После этого жидкость сливается и осуществляется повторная промывка чистой водой.

Доказано, что такая техника может быть использована для АКБ разных типов. После промывки заливается необходимая порция электролита (на 10-15 мм. выше уровня пластин) и можно ставить батарею на зарядку примерно на сутки.

Но это не всё – на протяжении последующих 10 дней потребуется ставить АКБ на подзарядку ещё на 6 часов, причём напряжение должно находиться в границах 14-16 В, а ток зарядка – не превышать 10 А.

Восстановление заряда батареи в дистиллированной воде

Можно попытаться восстановить старый автомобильный аккумулятор своими руками и таким не совсем традиционным способом. Если повезёт, вы уже через час сможете пользоваться реанимированной батареей.

Перед применением метода разряженный аккумулятор нужно зарядить по максимуму, затем слить электролит, после чего промыть батарею водой, желательно – дистиллированной.

В принципе промывку можно осуществить и по описанной выше многоэтапной схеме, всё зависит от ваших финансовых возможностей, наличия свободного времени и желания. Но помните, что чем качественнее будет промывка, тем лучше восстановится АКБ.

Итак, после промывки необходимо залить в корпус батареи дистиллят, а затем добавить специальный раствор, состоящий из аммиака и трилона (аммиака нужно 5% от объёма жидкости, трилона – 2%). Такой раствор инициализирует процесс десульфатации. Длительность процедуры – не менее часа.

Во время восстановления батареи возможно выделение газа, то есть процесс, аналогичный кипению электролита. Кипение может сопровождаться брызгами, но жидкость и выделяемые газы неопасны для человека, в отличие от раствора серной кислоты. Но поскольку аммиак обладает слишком резким запахом, желательно работать в проветриваемом помещении.

Когда газовыделение прекратится, это будет свидетельствовать об окончании процесса десульфатации пластин.

Останется слить специальный раствор и тщательно промыть батарею дистиллированной водой, повторив процедуру несколько раз. Теперь можно приступать к заливке нового электролита и ставить автоаккумулятор на зарядку.

Как видите, процедура несложная, вполне по силам и новичкам. Главное – аккуратно работать с электролитом, чтобы не получить химических ожогов.

Обратная зарядка

Ещё один проверенный способ, как правильно восстановить ёмкость аккумулятора автомобиля, – изменение полярности зарядки. Для этого потребуется достаточно мощный источник напряжения, обеспечивающий ток в 80 А и напряжение минимум 20 В (например, сварочный аппарат).

Автомобильный аккумулятор на зарядке

Сам процесс заряда должен длиться не более 30 минут, кипение электролита при этом будет бурным. После такой «неправильной» зарядки нужно слить старый электролит, тщательно многократно промыть банки и заменить раствор на свежий, после чего поставить на зарядку обычным способом на 24 часа.

Нужно быть готовым к тому, что далеко не всегда восстановление АКБ автомобиля бывает успешным. В некоторых случаях батарея действительно сможет прослужить немало, от нескольких месяцев до двух лет, но не исключено, что уже через неделю или даже на следующие сутки она снова окажется неработоспособной.

Конечный результат зависит от многих факторов: в каких условиях эксплуатировался аккумулятор, насколько большой была нагрузка в виде подключённого электрооборудования, были ли случаи глубокого разряда или длительного перезаряда, подвергалась ли она механическим воздействиям и т. д.

Многое зависит и от используемого зарядного устройства. Его исправность – главное условие, иначе вместо пользы вашему аккумулятору будет нанесён окончательный и непоправимый урон.

Советы по уходу за АКБ

Чтобы аккумулятор работал без перебоев, за ним нужно постоянно и грамотно ухаживать и выполнять несложные советы:

  1. Регулярно придется наблюдать за электролитом и его плотностью. Основной причиной закипания является перезаряд или перегрев устройства. Чем быстрее обнаружится проблема, тем больше шансов на восстановление.
  2. Если в зимний период автомобиль не используется, то аккумулятор нужно снять и поместить в хорошо отапливаемое помещение. Если АКБ замёрзнет, то восстановить уже не получится.
  3. Номинальный ток — 0,1 от ёмкости всей батареи. Если этот порог повысится, то прибор не восстановится.

Это очень простые советы по поддержанию аккумулятора в должном состоянии. Не следует пренебрегать ими. Только в таком случае батарея будет работать долгие годы без перебоев. Восстановление аккумулятора автомобиля — дело не сложное, но потребуется приложить усилия и изучить основные неисправности. Изучив все советы, можно понять, как восстановить автомобильный аккумулятор своими силами.

Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Adblock
detector