О том, как важно при покупке бензина придерживаться рекомендаций автоконцерна, говорят вся автомобильная периодика и все статьи в интернете на эту тему. Но тем не менее, случаи, когда заливают «не свой» бензин, происходят не редко. Часто автолюбители на такой шаг идут отнюдь не по случайному недосмотру, а намеренно. Действительно, есть случаи, когда смена «рациона» машины не повредит ей, но лучше все же не экспериментировать и придерживаться рекомендаций завода. Поговорим о том, какой лучше бензин использовать и в каких случаях. Когда нужно заливать 92 или 95, а может 98.
Отличие 92 и 95 бензина — какой бензин лучше и как его получают
Девяносто второй и девяносто пятый отличаются октановым числом. То есть степенью устойчивости к воспламенению. Повышения такого показателя добиваются путем добавления в топливо так называемых присадок — проще говоря, ингредиентов, чтобы увеличить сложность воспламенения.
Производители таких строгих критериев придерживались не всегда. Долгое время был распространен 93, который быстро и легко вспыхивал за счет свинцовых присадок. Эту марку запретили из-за вредности.
Напрашивается вывод, что двигателю, залитым девяносто вторым, проще стартовать и работать, особенно зимой. Может возникнуть вопрос: почему же тогда девяносто пятый дороже?
Не все двигатели по природе своей могут работать на этой марке. Если залить ее вместо рекомендованной заводом — все может кончиться полным отказом двигателя. Девяносто пятая марка из-за высокого содержания присадок обеспечивает:
- ровную езду без рывков;
- экологичность при работе;
- щадящее воздействие на составные части мотора.
Какой же тогда бензин выгоднее заливать? Выбирая 92 или 95, нужно учитывать, что польза от девяносто второго, если заводом предписана девяносто пятая марка, весьма сомнительна. Когда можно заменять? Если отмечается, что авто легче стартует на 95, хотя в рекомендациях завода указан девяносто второй, можно сменить марку. В других случаях лучше не экспериментировать.
Что такое октановое число и на что оно влияет
Октановым числом называют показатель детонационной стойкости топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Чтобы понять, какое значение имеет этот показатель, достаточно вспомнить школьную программу по физике. В такте сжатия поршень сжимает смесь паров топлива с воздухом. При повышенном давлении она может вспыхнуть без всякой свечи зажигания, сама по себе. От взрыва раздается грохот, хотя он как раз ничего особо страшного собой не представляет. Гораздо страшнее расплавленные поршневые отверстия и поврежденные взрывом шатуны. Итог — выход мотора из строя. На современных машинах подобное маловероятно, поскольку почти все они оснащены компьютерной системой управления.
То есть двигатели с высокой степенью сжатия требуют марку с высоким октановым числом. Такие обычно встречаются на спортивных машинах, авто бизнес-класса.
В любом случае хозяину машины придется выбрать, какой бензин лучше заливать в свой автомобиль 92, 95 или 98 — однако это важно автомобилю.
Методы повышения октанового числа
Для повышения октанового числа пользуются:
- Метилтретбутиловым эфиром (обеспечивает полноту сгорания, снижает концентрацию выделяемых СО и СН).
- Спиртовыми добавками (их добавляют часто к девяносто второму бензину, чтобы сделать его пригодным для двигателя, где рекомендован 95, топливо с таким показателем щадяще действует на двигатель).
- Тетраэтилом свинца (понижается количество дыма в выхлопе).
- Нафталином (повышает октановый показатель на целых три деления, но очень вредит двигателю тем, что образует осадки, нагар и забивает бензонасос, лучше им не пользоваться).
- Ацетоном (малыми дозами ничего плохого от него не будет, но обычно нечестные продавцы добавляют его в большом количестве в дешевые марки с низкими показателями, что сильно повышает ядовитость выхлопа).
- Марганцевыми включениями (редко используется из-за того, что быстро приводит двигатель в негодность).
- Монометиланилин (ММА) (допустим только в маленьких количествах — не более 1,3%, большая концентрация даст нагар.
- Моющими присадками (допустимы не больше 10%, если переборщить, двигатель выйдет из строя).
Все эти методы повышения октанового числа работают, но лучше обращаться к ним в крайнем случае, а еще лучше — не обращаться вообще, использовать бензин предписанной марки. Присадки засоряют клапаны и повышают электропроводность горючего — это опасно и грозит пожаром.
В чем измеряется октановое число бензина
Уже понятно, что октановое число важно знать. Но в чем измеряется этот показатель и какое имеет значение? Разберемся подробней. Октановое число бензина, например, 92, означает, что его устойчивость к воспламенению соответствует стойкости смеси из 92 частей изооктана и 8 — η-гептана. По сути, это число означает стойкость к детонации. Определяют его экспериментальным путем.
Можно ли внешне определить качество топлива
Итак, понятно — повышающие октановое число добавки скорее вредны, чем полезны двигателю и следует проявить бдительность, чтобы не дать нечестным продавцам себя обмануть. Иногда качество становится очевидным даже при внешнем осмотре:
- Жирность. Горючее хорошего качества сушит кожу, а не оставляет на ней жирных полос. Если таковая появилась, такой бензин покупать нельзя — в его составе солярка.
- Можно провести пальцем по внутренней части пистолета — если останется жирный след, это говорит либо о присадках, либо, опять же, о солярке.
- Цвет. Качественный бензин в прозрачной банке станет желтоватым. Впрочем, это хорошо знают недобросовестные продавцы, а потому можно капнуть на топливо марганцовки и понять, оригинал это или подкрашенная подделка. Если содержимое банки порозовело — топливо разбавлено водой.
- Можно капнуть немного на лист бумаги. В норме он высохнет без следов. Если остались влажные или жирные пятна, топливо с керосином или водой.
- Горение. Можно налить капельку на стеклянный поддон и зажечь. Если он сгорит, оставив белые полоски — все в порядке. Если разводы желтые или коричневатые — в топливе присадки. Еще хуже, если осталась жидкость — она указывает на присутствие солярки.
Наконец, горючее стоит просто понюхать. В норме его запах неприятный, но не резкий, не бьющий в нос. Если бензин именно воняет, это должно насторожить. Лучше поискать другую автозаправку.
Степень сжатия бензина говорит о необходимом топливе
Выбор бензина с определенным октановым показателем, зависит от степени сжатия в моторе. Специалисты подтвердили, что если степень сжатия 10,5, к ней подходит 95. Если ниже, можно залить 92. Окончательное слово за автоконцерном, выпустившим авто.
Важно: даже если рекомендован девяносто пятый, владельцы машин выбирают 92 именно из-за низкого количества присадок, изнашивающих двигатель.
Можно ли мешать бензины в баке
Сам вопрос возможности смешивания разных видов бензина в резервуаре, не совсем правилен: топливо разных видов в баке не будет смешиваться. Они имеют разную плотность.
Например, смешали те же 95 и 92. Они расслоятся. Более легкий 95 соберется на поверхности. Двигатель выработает сначала один вид, затем другой. Это не принесет никакой пользы, но и фатального вреда тоже: мотор, рассчитанный на девяносто второй, не выйдет из строя, если его «накормить» девяносто пятым.
Что будет с машиной если ездить не на положенном топливе
Если коротко сказать, что будет, если машину «потчевать» не той маркой бензина — ничего хорошего. Однако владельцы машин делают это часто, и не всегда по недосмотру или из-за обмана со стороны продавца. Особенно это распространено среди владельцев старых моделей ВАЗ, для которых предпочитают покупать 95 вместо предписанных им восьмидесятого или девяносто второго.
Есть и другая категория водителей, отдающих предпочтение 92 бензину, несмотря на рекомендованный 95, ссылаясь на низкое количество примесей. Иногда это оправданно, но чаще только ухудшает ситуацию. Если машина, в «меню» которой предписана девяносто пятая марка, потребляет девяносто вторую, возникает другая неприятность — ударные нагрузки. Они выводят из строя кольца и поршни, на это указывают отчетливое постукивание и звяканье при работе двигателя. Бензиновая смесь прогорает не до конца, остатки выгорают уже в нейтрализаторе. Составляющие двигателя неравномерно смазываются маслом из-за детонационных волн. В таких случаях часто переставляют зажигание или регулируют октан-корректор. Или поступают проще — разбавляют бензин другим в сочетании 1 к 1.
Другая картина происходит, если заправиться горючим с более высоким октановым показателем, чем то, что рекомендовал завод. Длительность сгорания увеличивается, равно как и отдача тепла. Мотор перегревается, расход масла повышается. Итог — отказ мотора.
Важно: особенно губительны такие эксперименты со старыми Ладами. Может оказаться, что новичок перепутал и залил по ошибке топливо с большим показателем. Его лучше разбавить другим — с меньшим октановым числом. Особенно это важно для старых Лад, которые рассчитаны на бензин восьмидесятой марки.
Даже если первоначально кажется, что смена октанового числа на более высокий только сделала лучше и мотор стал производить меньше шума, от затеи следует отказаться. Залитый бензин с высоким октановым числом сливают, патрубки и бензобак промывают. После этого заливают нужную марку.
Важно: единственный случай, когда подобное может пойти на пользу — использование марки АИ-98 вместо АИ-95. Расход понижается, приемистость машины напротив, улучшается.
Дизель
Еще хуже, если в двигатель внутреннего сгорания вместо, например, 92 марки залили дизельное топливо. Попадая в топливную магистраль бензинового двигателя, оно производит ее закупорку, просачивается через цилиндры. Двигатель выходит из строя.
Если покупатель обнаружил, что залил не то и не успел завести мотор, следует слить дизель и вызвать эвакуатор, а на нем уже отправиться до ближайшего сервис-центра. Резервуар промоют и зальют нужную марку. За остальное можно не волноваться, поскольку не было подачи дизеля из бака. Хуже, если автовладелец пожалел времени на эвакуатор и залил потом полный бак бензина. Машина заведется и даже проедет какое-то расстояние, но потом все равно заглохнет. Выход — опять же эвакуатор и путешествие до СТО, только теперь уже потребуется полная промывка топливной системы.
Обеспечить автомобилю долгую жизнь с минимумом капитальных ремонтов и ядовитых выхлопов — это пользоваться горючим предписанной заводом марки и покупать только качественный бензин. Особенно это важно зимой. Не все владельцы заправок ведут бизнес честно, если в горючем есть вода, то октановое число 95 или 92 уже не так важно. Завести двигатель будет сложно, если вообще возможно. Ситуацию спасут присадки, только не повышающие октановое число, а осушители топлива, продающиеся во всех автомобильных магазинах. Стоят они дешево, зато удаляют воду и не дают баку замерзнуть.