Устройство тормозной системы ВАЗ 2107
Принцип работы тормозов на данной модели, как и на всей «классике», гидравлический. При нажатии на педаль рабочая жидкость в системе сжимается и создается давление, которое прижимает тормозные колодки к дискам передних колес и барабанам задних.
К основным конструктивным элементам этой системы относятся:
- главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
- вакуумный усилитель;
- трубопроводы переднего и заднего контура;
- два передних суппорта с тормозными дисками и колесными цилиндрами;
- задние и передние колодки;
- два задних барабана с колесными цилиндрами.
Стояночный тормоз (ручник) имеет отдельную конструкцию, приводящуюся в движение с помощью рычага с защелкой и троса. Прижимное усилие регулируется посредством регулировочного винта с гайкой и контргайкой.
Задний тормозной контур имеет регулятор давления. При нажатии на педаль тормоза сзади загораются стоп-сигналы красного цвета, предупреждающие о том, что машина сбрасывает скорость.
Как самостоятельно прокачать тормоза на классике ВАЗ 2107
Добрый день, дорогие друзья. Все прекрасно знают, насколько важны исправные тормоза на любой машине, не только на вазовской классике. Чтобы они надежно служили нужно уметь их правильно обслуживать и ремонтировать. Одним из главных факторов надежности тормозной системы – умение правильно прокачать тормоза.
Это нужно делать после ремонта, при проявлении неисправностей. Как это правильно сделать, в какой последовательности прокачивать тормоза ВАЗ 2107, с какими трудностями можно столкнуться, поговорим в этом обзоре.
Когда нужно прокачивать систему
- Произведен полный ремонт системы, обновлены магистральные трубки и тормозные механизмы всех колес, заменена тормозная жидкость
- Машина перестала корректно замедляться, педаль стала «вялой»
- Ремонт или замена отдельного узла: тормозного цилиндра, суппорта, барабана, трубки, шланга. Именно его нужно прокачать, выгнать воздух
- Заменены задних или передних тормозных шланг
С какого колеса начинать
Начнем разговор с последовательности, а потом перейдем к описанию процесса. Вы знаете, что тормозная система ВАЗ 2107 и другой отечественной классики имеет два контура, если быть точнее – три.
Первый – передние колеса, она состоит из двух отдельных магистралей, ее принято объединять в один контур передних тормозных механизмов. Второй – задние колеса. От главного тормозного цилиндра идет на «корму» машины одна тормозная трубка, разделяющаяся на каждую сторону задней оси.
Исходя из конструкции, прокачивать нужно начинать с самого дальнего элемента системы – правого заднего колеса.
Важно! Каждый контур качается в отдельности, с начало занимаемся исключительно одним, допустим задним, затем переходим к переднему. Если нарушить последовательность, то могут возникнуть проблемы в адекватности работы тормозов.
Выпустив воздух из правого заднего механизма, переходим к левому заднему. Закончив с ним, переходим к правому переднему, а потом к левому переднему. Прокачивать начинаем с самого дальнего участка от ГТЦ (он находится под капотом с левой стороны) – это задний контур, правая сторона, потом левая, затем дальний участок переднего контура – правая сторона, потом левая.
Если вы меняли главный цилиндр, то сперва нужно стравить воздух из него
- Заливаем тормозную жидкость в бачок
- «Наживляем» штуцера тормозных трубок в выходные отверстия цилиндра. Не затягиваем их, накручиваем на пару витков. Это нужно чтобы воздух свободно мог выйти из места соединения трубок и корпуса ГТЦ
- При заливании в бачок «тормозухи» она может самотеком вытекать из штуцеров. В противном случае, просим помощника нажать на педаль тормоза несколько раз. Жидкость не ударит фонтаном из слабо закрученных трубок. Сначала выйдет воздух, увидите характерные пузыри, потом начнет сочиться сама жидкость
- Убедитесь, что из всех соединений равномерная течь. Только после этого затягиваем штуцера магистралей и протираем эти места сухой ветошью
Видео, как прокачать главный тормозной цилиндр или почему не прокачивается система:
Почему в такой последовательности?
А фиг его знает! Все специалисты утверждают, что прокачивать тормоза на семерках нужно именно в такой последовательности, но логического объяснения никто не дает. Если вы знаете – пишите в х, любопытно обсудить эту тему.
Почему нужно начинать именно с задних колес? – потому что они самые дальние, ответите вы. Хорошо, но ведь контуры задних и передних разделены между собой манжетами поршней главного тормозного цилиндра! Передний контур начинает работать первым в случае торможения, почему его не качнуть в первую очередь?
Выскажу свою теорию, основанную на опыте и наблюдениях. Так как за задние тормоза отвечает вторая камера главного цилиндра, последняя по ходу поршня, значит, прокачав ее, первую будет проще качать.
Если сделать наоборот, то до конца «выгнать» воздух из заднего тормозного контура будет проблематично. Нажимая педаль тормоза, поршень будет сжимать жидкость в первой камере, и вы не сможете ощутить ногой степень упругости педали после прокачивания.
Есть шанс, что не весь воздух выйдет, и задняя ось тормозить не будет.
Но в семействе переднеприводных ВАЗов очередность иная, крест на крест. Первой прокачивается камера, ближе к вакуумному усилителю, то есть, наоборот. Об этом поговорим подробно в других статьях.
Правильная прокачка тормозов
Для этих целей понадобится:
- Ключ на «8», желательно накидной
- Резиновая шланга, емкость. Обязательно прозрачные, чтобы видеть, как выходят пузырьки воздуха. Так будем контролировать развоздушивание системы
- Тормозная жидкость для доливки
Прокачиваем задние тормоза
Напарника садим в салон машины, сами лезем в яму. Снимаем защитный колпачок со штуцера прокачки и надеваем на него шланг. Набираем немного тормозухи в емкость и опускаем конец шланга в нее.
Важно! Ее конец должен быть обязательно полностью погружен в жидкость. В противном случае можно «засосать» воздух через нее обратно в систему.
Просим помощника нажать на педаль тормоза несколько раз и упереть ногу в нижнем крайнем положении, полностью выжатой педали. Ключом на «8» приоткрываете штуцер. Наблюдаете, как по шлангу выходит тормозная жидкость с пузырьками воздуха.
В это время педаль должна «провалиться», ее сопротивление ноге пропадет. Он сообщает об этом. Закручиваете штуцер и просите напарника нажать еще несколько раз. Он фиксирует ногу в нажатом положении. Повторяете процедуру, пока со шланга не пойдет чистая жидкость без воздуха.
Затягиваете штуцер, обязательно надеваем защитный колпачок на него. Он защитит его от попадания грязи. Переходим к противоположному заднему колесу, повторяем операцию.
Важно! Если на автомобиле установлен регулятор тормозных усилий задних тормозов и он неисправен, то прокачать не получится. Если его шток закис в закрытом положении, то передавать давление тормозной жидкости в цилиндры не будет, или это будет происходить очень медленно. Не факт, что получиться полностью «выгнать» воздух.
Прокачиваем передние тормоза
Переходим к передним колесам, помощника не выпускаем из салона, как бы он не сопротивлялся. Процесс идентичен задним колесам, только место положение штуцера другое.
Добиваемся полного развоздушивания переднего контура и проверяем педаль тормоза на адекватность. При заглушенном моторе она должна быть тугой.
Пару раз качнули, если нужно прилагать определенное усилие, чтобы ее продавить «в пол» — все в порядке, если «вялая» — качаем вновь. Можно снять передние колеса и визуально увидеть, смыкаются колодки на диске.
Задние попробовать крутить руками в момент нажатия на педаль. Не крутятся – все хорошо.
Важно! Не забываем доливать жидкость в бачок. По мере прокачивания, ее уровень будет уменьшаться. Есть шанс завоздушить по-новому систему, и выполнять всю работу заново.
Видео, как правильно нужно прокачивать тормозную систему ВАЗ классика:
Ответим на некоторые частые вопросы
Можно ли прокачать отдельно передние или задние тормоза на классике?
Можно. Более того, можно отдельно качнуть левые и правые механизмы одной оси. Задний и передний контуры не связаны между собой, если целые манжеты в ГТЦ. Поэтому риск завоздушить соседа минимален.
Согласитесь, при замене переднего тормозного цилиндра прокачивают только его, не всю же систему. Это касается и задних колес. Неоднократно, меняя задний цилиндр на классических Жигулях, я прокачивал только его.
После этого все механизмы продолжали исправно работать.
Почему не прокачиваются тормоза?
Часто бывает такое, что после долгих мучений педаль остается «вялой», мало информативной.
- При не герметичности системы или отдельного элемента. Просто не доглядели утечку. При нажатии на тормоз часть давление травится в дырку, а не идет в цилиндры, может происходить завоздушивание.
- При замене главного тормозного цилиндра. Если не выпустить воздух из его камер, то выдавить через узкие проходы трубок к штуцерам для прокачки сложно. Нет гарантии, что он полностью выйдет. Как это правильно сделать – объяснялось в начале статьи.
Как прокачать тормоза самому?
Существует несколько способов, о каждом поговорим конкретно.
Способ 1 – крышка с соском
Для этого метода нам понадобится изготовить одну «самоделку». Берем ненужную крышку от бочка тормозной жидкости или от бочка сцепления (крышки по резьбе и диаметру одинаковые). Покупаем сосок для камеры, выкручиваем из него ниппель. В крышке проделываем отверстие, чтобы закрепить в нем купленный сосок. Аккуратно проклеиваем его, чтобы избежать утечки воздуха из мест крепления.
Видео, как ее изготовить:
Берем шланг, внутренний диаметр которого должен совпадать с диаметром соска на крышке. Длины должно хватить, чтобы достать им от бочка до колеса автомобиля. Приступаем к процессу.
- Снимаем крышку с датчиком уровня с бочка тормозной жидкости. Вкручиваем изготовленную самоделку вместо нее
- Берем шланг, одеваем его на сосок самодельной крышки
- Шланг пережимаем зажимом или другим фиксатором. Это поможет контролировать подачу воздуха в бочке. Нужно создать давление – отпустили зажим, нет – зажали шланг
- С левого переднего колеса или запаски выкручиваем ниппель. Надеваем на него шланг. Давление в камере колеса желательно держать около 2 атм.
- Отпускаем зажим и идем прокачивать тормоза самостоятельно по схеме, озвученной в начале статьи.
- Стравив воздух их системы, разбираем схему. Не забудьте вернуть на бочок с тормозухой оригинальную крышку с датчиком уровня.
Этот способ хорошо, если необходимо прокачать один из элементов системы, где количество воздуха небольшое. Не стоит забывать, что при прокачке всегда нужно следит за уровнем тормозной жидкости в бочке.
Поэтому, если качаете всю систему таким способом, то вам придется постоянно откручивать крышку и проверять уровень, при надобности доливать его. Здесь пригодится зажим, чтобы не стравить все давление из камеры.
Согласитесь, это неудобно.
Способ 2 – газовый упор или палка
Делам все, как и с помощником. Только вместо его ноги используем подручные средства: газовый упор, если такой есть на машине, или палку, подходящей длины. Самостоятельно нажимаем на педаль несколько раз и прижимаем ее тем, что у вас есть. Упереть ее можно в водительское кресло, так чтобы тормоз всегда оставался в нажатом положении. Лезем в яму и прокачиваем что вам нужно.
Важно! При таком способе, когда вы открутите штуцер прокачки цилиндра, давление в системе упадет и есть вероятность, что палка или упор соскочит с педали. Она вернется в исходное положение. Это чревато засасывание воздуха в систему через открытый вами штуцер. Это подойдет для стравливания воздуха из одного конкретного механизма тормозов, для всей системы не годится.
Зачем прокачивают тормоза
Есть несколько случаев, когда прокачка тормозов ВАЗ 2107 необходима.
К ним относятся:
- снижение эффективности тормозной системы;
- утечка жидкости или ее замена;
- ремонт узлов с разгерметизацией контура.
Главный враг безупречно работающей системы — попавший в нее воздух, который мешает процессу торможения, а в некоторых случаях, сводит его на нет.
Если педаль стала «мягкой», проваливается в пол или, наоборот, стала слишком тугой, самое время задуматься о восстановлении герметичности контура, а для этого нужно удалить из трубопроводов воздух.
Способы прокачки
Легче и проще выполнять данную процедуру с помощником, но если напарника найти не удалось, работу можно сделать и самому. Затраты времени при этом будут больше.
Понадобятся следующие инструменты и материалы:
- рожковый (накидной) ключ 8 × 10 мм или спецключ для штуцера;
- пассатижи;
- свежая тормозная жидкость;
- баночка под отработанную «тормозуху»;
- резиновый шланг, надевающийся на штуцер с усилием.
С помощником
Порядок выполнения данной процедуры имеет определенную последовательность. Начинать нужно всегда с правого заднего колеса, поскольку протяженность трубопровода до него самая большая. После этого переходят на левое заднее колесо. Затем перемещаются к правому переднему, а за ним — к левому переднему колесу.
Работа выполняется в нижней части автомобиля, поэтому есть смысл воспользоваться смотровой ямой или эстакадой. Последовательность операций для каждого колеса одинакова, только передние придется снять.
Работа выполняется следующим образом:
- При помощи рожкового ключа размером 8 × 10 мм нужно сдернуть с места штуцер, предварительно освободив его от резинового защитного колпачка. Ключом следует действовать аккуратно, чтобы не повредить грани.
- На штуцер надеть резиновый шланг, второй конец которого необходимо опустить в баночку.
- Если уровень объема рабочей жидкости в расширительном бачке находится не под пробкой, нужно долить новую. По мере работы он периодически контролируется, иначе все усилия могут оказаться напрасными, если в магистраль попадет воздух.
- Помощник начинает качать тормозную педаль, нажимая и отпуская ее. Почувствовав сопротивление, он нажимает на нее и удерживает в этом положении.
- Другой человек в это время выкручивает штуцер до того момента, как из шланга в баночку начнет выходить отработанная жидкость с содержащимися в ней пузырьками воздуха. Педаль при этом уйдет «в пол».
- Когда жидкость перестанет выходить, штуцер нужно закрутить, педаль отпустить, процедуру повторить. Делается это до тех пор, пока вытекающая из шланга в баночку жидкость не станет однородной, без воздушных пузырьков.
- Штуцер закрутить в последний раз. Шланг снять. Надеть защитный колпачок. Затем можно переходить к следующей ступице.
В отношении других колес выполняются аналогичные действия. Главное, не забывать периодически доливать в бачок жидкость и не отпускать педаль тормоза без команды.
Самостоятельно
Одному справиться с задачей сложнее, но не намного. Вопрос в том, чем и как заменить помощника. Для этого есть два варианта.
Способ № 1
При первом способе качать педаль придется рукой. Затем ее прижимают нижним концом ручного насоса, а верхний конец упирают в передний край кресла. Если длины насоса много или мало, выполняют регулировку сиденья. После того, как педаль зафиксируют насосом в положении «нажато», выпускают жидкость, ослабив штуцер. Затем его закручивают на место.
Если ручного насоса под рукой не оказалось, его можно заменить аналогичным подручным средством, например, куском трубы или другого металлопрофиля нужного размера.
Способ № 2
Для второго варианта понадобится специальное приспособление.
Оно состоит из:
- пробки, подходящей по резьбе к расширительному бачку;
- закрепленного на ней штуцера;
- резиновой трубки, которая либо накручивается на штуцер посредством накидной гайки, либо надевается на его ниппель и обжимается хомутом;
- на втором конце трубки устанавливается еще одна накидная гайка, которая накручивается на резьбу штуцера накачанной камеры (золотник перед этим удаляется).
Аналогичное приспособление можно купить и в автомагазине. Тогда даже золотник не придется выкручивать из камеры, поскольку изделие снабжено накидной гайкой от насоса.
Суть данного метода состоит в том, что воздух, выходящий из камеры, создает давление в магистрали. Благодаря этому, необходимость в помощнике отпадает. Важно не забыть предварительно залить в бачок технологическую жидкость под пробку и в процессе работы периодически контролировать ее уровень.
Прокачиваться тормоза могут и с помощью другого приспособления, где вместо камеры и резинового шланга используется шприц, интегрированный с помощью герметика в крышку расширительного бачка.
Проверка системы после прокачки
Если работа выполнена правильно, тормозная педаль будет достаточно тугой уже в начале своего хода. Однако перед тем, как тронуться с места, ее все равно необходимо нажать несколько раз.
Тормоза необходимо проверять на небольшой скорости на площадке (грунтовой или асфальтовой), где нет людей и других автомобилей. При этом машину не должно заносить в сторону, а все колеса должны равномерно выполнять свою работу, о чем говорят следы тормозного пути.
У водителя всегда должна быть возможность маневрирования на тот случай, если эффективность торможения будет низкой. Нельзя гасить скорость, двигаясь прямо на стену или другое препятствие, чтобы не подвергать себя риску.
Основные неполадки тормозов ВАЗ 2107
Тормозная система работает под давлением и испытывает нагрузки на узлы и детали, поэтому периодически нуждается в ремонте.
К основным причинам, выводящим ее из строя, относятся:
- неисправности главного тормозного цилиндра;
- неполадки вакуумного усилителя;
- перетирание или поломка магистральных трубок;
- разрыв тормозного шланга;
- нарушение герметичности контуров;
- утечка рабочей жидкости;
- проваливание педали тормоза в пол или слишком тугая педаль;
- увод автомобиля в сторону или в занос при гашении скорости;
- самопроизвольное притормаживание одного из колес;
- скрип (визг) тормозов;
- вибрация педали;
- неполное растормаживание одного или всех колес.
Любая из перечисленных неисправностей снижает эффективность торможения и требует самого пристального внимания. Иногда достаточно прокачать тормоза, чтобы избавиться от воздуха в магистральных трубопроводах, в других случаях понадобится замена деталей или узлов в сборе.
Что такое главный тормозной цилиндр
Одним из основных узлов рассматриваемой системы является главный тормозной цилиндр, установленный в задней части моторного отсека. Узнать его легко по расширительной емкости, имеющей две секции, и установленному сверху ГТЦ. Соединяются они с помощью шлангов.
Главная цель агрегата — передача усилия от тормозной педали к рабочим колесным цилиндрам посредством гидравлического давления. Работу водителю облегчает ВУТ (вакуумный усилитель тормозов), который с помощью вакуума снижает усилие сидящего за рулем, делая торможение более комфортным.
Выполняет ГТЦ и ряд других задач:
- распределяет рабочую среду по трем контурам, обслуживающим задние колеса в паре, левое и правое передние;
- сбрасывает излишки тормозной жидкости в расширительную емкость;
- сжимает и разжимает колодки;
- возвращает педаль и шток после снятия усилия в исходное положение.
Скорость автомобиля замедляется по-разному. Если нужно объехать препятствие или на пути колес встретилась неровность, водитель слегка притормаживает. В критических ситуациях педаль резко давится в пол. К обоим вариантам система должна быть готова.
К фланцу ВУТ ГТЦ крепится торцом двумя гайками М8 и работает с ним в тандеме. С другого торца установлена пробка с прокладкой. В верхней части корпуса цилиндра расположены резьбовые отверстия для подсоединения трех магистральных трубопроводов и два штуцера, на которые надеты шланги от секций расширительного бачка.
Агрегат имеет два поршня с надетыми на них манжетами из резины и две возвратных пружины.
Причины поломки
Чаще всего неисправность ГТЦ связана с нарушением целостности или разбуханием резиновых уплотнений в основном цилиндре, а также со снижением функции перепускных отверстий, которые забиваются грязью.
Определить это можно по следующим признакам:
- колеса полностью не растормаживаются, а колодки при езде сильно нагреваются;
- педаль начинает работать только в конце хода;
- для сброса скорости приходится прилагать большое усилие;
- маленький ход педали;
- автомобиль долго замедляется.
Самый верный признак, указывающий на то, что основной цилиндр неисправен — это появление на корпусе капелек тормозной жидкости. Они возникают при давлении в ГТЦ. Когда оно сбрасывается, в корпус может подсасываться воздух.
При любой неполадке агрегат необходимо демонтировать, разобрать, провести диагностику его деталей и заменить пришедшие в негодность на новые.
Замена ГТЦ своими руками
Замена главного тормозного цилиндра ВАЗ 2107 — не такое уж сложное дело, поэтому каждый автолюбитель может выполнить работу своими руками. Лучше делать это в гараже. А если на открытом воздухе, то при отсутствии ветра, чтобы песок, грязь и пыль не попали внутрь агрегата.
Сначала демонтируется старый ГТЦ.
Для этого необходимо:
- Шприцем удалить жидкость из расширительной емкости. Если манжеты не держат, нужно поработать педалью, после чего удалить появившуюся жидкость.
- Демонтировать бачок.
- Подставить емкость под основной цилиндр на случай утечки рабочей среды.
- Аккуратно ослабить накидную гайку магистрального трубопровода, чтобы не сломать трубку, отвести ее в сторону и заглушить деревянной пробкой.
- Повторить действия с остальными трубками.
- Открутить две гайки М8, отсоединив цилиндр от ВУТ.
- Установить новый ГТЦ, выполнив действия в обратной последовательности.
- Подсоединить расширительный бачок и налить в него свежую жидкость.
- Ослабить последовательно крепление трубок к корпусу, чтобы выпустить воздух из нового изделия. После того, как покажется жидкость, гайку плотно закрутить.
- Убедиться в отсутствии утечек.
Советы по эксплуатации
ВАЗ 2107 — популярный автомобиль. Его знают Сибирь и Урал, Кавказ и Приморье, Москва, Санкт-Петербург, другие города России. Конструкция и устройство систем машины, в том числе и тормозной, хорошо изучены.
В последнее время стала актуальной замена стандартных элементов (колодки, диски, суппорты) на импортные аналоги. Эффективность и качество при этом повышаются, увеличивается эксплуатационный ресурс, но это не значит, что состояние системы не нужно контролировать. Периодическая прокачка тормозов в этом случае также нужна.
Штуцера для прокачки имеют шестигранники размером 8 × 10 мм. По возможности специалисты рекомендуют установить вторые — их труднее свернуть. Пользоваться в работе лучше накидным ключом, так как рожковый зализывает грани. Если штуцера откручиваются впервые или был долгий перерыв, лучше их предварительно побрызгать жидкостью WD-40, иначе при значительном усилии деталь может обломиться по резьбе. Обломок придется высверливать, а это трудоемко.
Рабочую жидкость нужно заливать только ту, которая указана в руководстве по эксплуатации автомобиля, и покупать ее у проверенных производителей.
При появлении грыжи (выпуклости) на тормозном шланге его необходимо срочно заменить, иначе при резком нажатии на педаль он может лопнуть. При ремонте ГТЦ детали лучше менять на оригинальные, а старые протирать не бензином, а спиртом. Особенно это относится к резиновым манжетам.
Магистральные трубки должны быть надежно закреплены. Иначе от вибрации на них могут появиться трещины. Если при этом трубка соприкасается с другой металлической поверхностью, она со временем может перетереться.
То же самое касается и шланга ВУТ. При прокачке тормозов в баночку, куда будет опущен шланг, лучше налить немного отработки. Тогда, если помощник без команды отпустит педаль, в систему через шланг не попадет воздух.
Когда нужно прокачивать тормоза?
Необходимость в прокачке возникает в следующих случаях:
- Был осуществлен ремонт главного тормозного цилиндра.
- Осуществлялась замена тормозных трубок.
- Менялись тормозные шланги.
- Ремонтировались или менялись суппорты передних тормозов или цилиндры задних.
- Плановая замена тормозной жидкости в системе.
При прокачке тормозов на ВАЗ-2107 необходимо соблюдать последовательность действий, чтобы впоследствии эффективность работы системы оказалась максимальной.
Все причины, по которым производится прокачка, можно назвать как плановыми, так и внеплановыми. Замена элементов может производиться как при поломке, так и при достижении максимального ресурса. Что касается последнего пункта, то о нем стоит поговорить отдельно.
Немного теории
Для передачи усилия используется одно из свойств жидкости – ее несжимаемость. То есть при создании усилия на жидкость, объем ее не меняется, и она выступает в качестве передатчика.
Гидравлический привод тормозов более практичен, чем механический или пневматический, но в нем имеется один недостаток – если в жидкость попадет воздух, то передача усилия значительно снизиться. Все потому, что воздух, как и любой газ, является сжимаемым. В результате, наличие воздуха приводит к изменению объема жидкости при создании усилия (за счет сжатия газа). Из-за этого усилие уже не передается на исполнительные механизмы, поскольку оно поглощается изменением объема.
Получается, что эффективная работа тормозов на ВАЗ происходит только пока в систему привода не попадет воздух. А произойти это может по нескольким причинам.
Технология прокачки тормозов в одиночку
Открываем бачок для тормозной жидкости. Не спешим доливать, сначала оцениваем ее состояние. Если она выглядит страшновато или неизвестно, когда менялась, стоит промыть систему и заменить жидкость полностью. Если же на вид она свежая, не мутная и не темная, доливаем свежую жидкость до максимальной отметки.
- Собираем суперприспособление для прокачки системы в одиночку. Для этого соединяем две трубки клапаном топливной системы от восьмерки, который мы предварительно купили в автомагазине за 60 рублей.
- Прокачка проводится в таком порядке: заднее правое, заднее левое, переднее правое, переднее левое. Главное, чтобы замена жидкости проводилась в сначала в одном контуре, а потом в другом.
- Одеваем трубку приспособления на штуцер нужного колеса, отворачиваем штуцер на четверть оборота.
- Идем за руль, нажимаем на педаль тормоза до конца раз 10-12.
- Наблюдаем за уровнем тормозной жидкости в бачке. Он не должен опускаться ниже минимального.
- Закручиваем штуцер до упора, накачиваем педаль, проверяем на отсутствие потеков на штуцере.
- Переходим к следующему колесу, полностью повторяя весь алгоритм действий.
Это нельзя делать
Существует один очень важный момент, касающийся тормозной жидкости. На него вам стоит обратить особое внимание, поскольку результат предугадать будет сложно при нарушении рекомендаций.
Не смешивайте разные виды тормозной жидкости. Если ее требуется просто добавить к уже имеющейся, выбирайте только ту, которая была залита ранее. Смешивание ТЖ разных производителей может привести к непредсказуемым последствиям.
Если долить нужно, но вы не знаете, какая ТЖ находится сейчас там, выход только один — полная замена тормозухи.
С какого колеса начинать
Начнем разговор с последовательности, а потом перейдем к описанию процесса. Вы знаете, что тормозная система ВАЗ 2107 и другой отечественной классики имеет два контура, если быть точнее – три. Первый – передние колеса, она состоит из двух отдельных магистралей, ее принято объединять в один контур передних тормозных механизмов. Второй – задние колеса. От главного тормозного цилиндра идет на «корму» машины одна тормозная трубка, разделяющаяся на каждую сторону задней оси. Исходя из конструкции, прокачивать нужно начинать с самого дальнего элемента системы – правого заднего колеса.
Важно! Каждый контур качается в отдельности, с начало занимаемся исключительно одним, допустим задним, затем переходим к переднему. Если нарушить последовательность, то могут возникнуть проблемы в адекватности работы тормозов.
Выпустив воздух из правого заднего механизма, переходим к левому заднему. Закончив с ним, переходим к правому переднему, а потом к левому переднему. Прокачивать начинаем с самого дальнего участка от ГТЦ (он находится под капотом с левой стороны) – это задний контур, правая сторона, потом левая, затем дальний участок переднего контура – правая сторона, потом левая.
Если вы меняли главный цилиндр, то сперва нужно стравить воздух из него
- Заливаем тормозную жидкость в бачок
- «Наживляем» штуцера тормозных трубок в выходные отверстия цилиндра. Не затягиваем их, накручиваем на пару витков. Это нужно чтобы воздух свободно мог выйти из места соединения трубок и корпуса ГТЦ
- При заливании в бачок «тормозухи» она может самотеком вытекать из штуцеров. В противном случае, просим помощника нажать на педаль тормоза несколько раз. Жидкость не ударит фонтаном из слабо закрученных трубок. Сначала выйдет воздух, увидите характерные пузыри, потом начнет сочиться сама жидкость
- Убедитесь, что из всех соединений равномерная течь. Только после этого затягиваем штуцера магистралей и протираем эти места сухой ветошью
Видео, как прокачать главный тормозной цилиндр или почему не прокачивается система:
Замена тормозных шлангов на ВАЗ 2106
От состояния тормозных шлангов зависит безопасность водителя ВАЗ 2106. Так что при малейшем подозрении на утечку шланги следует менять. Ремонту они не подлежат, потому что в гараже у среднестатистического водителя просто нет подходящего оборудования для починки таких ответственных деталей. Чтобы поменять тормозные шланги, необходимо запастись следующими вещами:
- комплект новых тормозных шлангов для ВАЗ 2106 (стоимость начинается от 2 тыс. рублей);
- специальный ключ для тормозных шлангов;
- набор рожковых ключей.
Последовательность работы
Снимать шланги придётся по очереди. Это означает, что колесо, на котором планируется замена тормозного шланга, вначале придётся поддомкратить и снять.
- После снятия переднего колеса открывается доступ к гайкам, удерживающим шланг на переднем суппорте. Эти гайки необходимо выкрутить с помощью специального ключа для шлангов. В некоторых случаях гайки сильно окисляются и буквально прилипают к суппорту. Тогда следует надеть на шланговый ключ небольшой обрезок трубы и воспользоваться им в качестве рычага.
Для снятия переднего шланга придётся воспользоваться специальным ключом - Аналогичные действия производятся со вторым передним колесом, для извлечения второго шланга.
Передний шланг держится всего на двух гайках, откручиваемых шланговыми ключами - Чтобы снять задний шланг с барабанных тормозов, автомобиль тоже придётся поддомкратить и снять колесо (хотя здесь возможен и второй вариант: снятие шланга снизу, из смотровой ямы, однако этот способ требует большого опыта и не подходит для начинающего водителя).
- Задний шланг установлен в особом кронштейне с фиксирующей скобой, которая вынимается обыкновенными плоскогубцами.
Для снятия заднего тормозного шланга потребуется пара рожковых ключей — на 10 и на 17 - Открывается доступ к штуцеру шланга. Этот штуцер фиксируется двумя гайками. Чтобы снять его, необходимо одну гайку придерживать рожковым ключом на 17, а вторую гайку на 10 выкручивать вместе со штуцером. Второй конец шланга снимается тем же способом.
Задний тормозной шланг на «шестёрке» держится на четырёх гайках - Снятые шланги заменяются новыми из комплекта, колёса устанавливаются на место и автомобиль снимается с домкратов.
Признаки потери качества тормозной жидкостью
- Увеличение длины пути до полной остановки автомобиля;
- Для нажатия педали тормоза необходимо прикладывать усилие;
- ДОТ в расширительном бачке сменил цвет со светлого на темный;
- В месте установки бачка видны следы утечки смазки, уходит уровень ниже нормы;
- На приборной панели горит индикатор желтого цвета – датчик уровня жидкости в системе.
При обнаружении одного или нескольких признаков, остановите машину, заглушите мотор, проведите осмотр тормозного контура, главного цилиндра. Последующая эксплуатация технического средства небезопасна.
Прокачка тормозов на ВАЗ 2019, подготовка и последовательность действий
Прокачка тормозов ВАЗ 2109 выполняется в последовательности, строго определённой конструктивными особенностями, именно:
- Заднее правое колесо (самое дальнее колесо системы);
- Переднее левое (связанное системой с уже прокачанным задним правым колесом);
- Заднее левое;
- Переднее правое.
Последовательность такова из-за диагонального размещения контуров. Выполнять все этапы необходимо при прокачке по полному контуру. Одновременно можно прокачать только один.
Для работы потребуются:
1. Ключ для штуцеров |
Ключ для штуцеров, желательно, накидной или зажимной, расположенных на цилиндрах системы. Обычный ключ может не справиться с задачей, зато сорвёт грани. Ведь штуцеры часто «прикипают» к резьбе. |
2. Посуда |
Посуда для слива тормозной жидкости; |
3. Трубка |
Трубка, резиновая или силиконовая (лучше прозрачная), около 80 см длиной, по диаметру равный штуцеру цилиндра (снять со стеклоомывателя, за неимением лучшего); |
4. Тормозная жидкость |
Тормозная жидкость (хватит 1 л, при полной замене); |
5. Перчатки |
Перчатки (резиновые, митриловые); |
6. Набор ключей |
Набор ключей (нужны 8 и 10), отвёрток; |
7. Домкрат |
Домкрат или яма; |
8. Компрессор |
Аэратор, компрессор (при работе без помощника). |
Подготовка к прокачке тормозов
Чтобы правильно прокачать тормоза на ВАЗ 2109, как то необходимо, потребуется грамотная подготовка по схеме:
Обязательно проверить на герметичность систему, осмотр всех трубопроводов и деталей. Машина устанавливается на яму или поднимается домкратом. Трубки, соединения, шланги надо аккуратно очистить ветошью, затем нажать тормоз несколько раз, зафиксировать. При осмотре соединения и шланги не должны быть мокрыми. Обнаруженные протечки устраняют затяжкой креплений, либо заменой проблемных деталей.
- Убедиться, что уровень жидкости в бачке максимален, если нет – долить. Уровень придётся проверять после прокачки каждого механизма, иначе воздух снова попадёт в систему.
- В посуду для слива налить немного жидкости, чтобы выходящие из системы пузырьки были заметны.
- Штуцера перед началом работ необходимо ослабить.
- Также надо помнить, что у ВАЗ 2109 есть регулятор давления привода задних колёс. При прокачке в системе необходимо создать высокое давление. Чтобы регулятор не перекрыл приток жидкости к задним колёсам, при работе без ямы, на домкрате, нужно открыть его клапан и удержать в этом виде до конца работы. Для этого достаточно установить, например, плоскую отвёртку между пластиной и штоком регулятора, до упора утопив шток. Отвёртку убирают по окончании работ.
Прокачку тормозов на ВАЗ 2109 удобнее выполнять вдвоём, при самостоятельной работе возрастут затраты тормозной жидкости, времени, усилий, но справиться с задачей реально.
Как прокачать тормоза на ВАЗ 2109, работая вдвоём
При наличии напарника (от него не требуется никакой квалификации), схема действий такова:
- Напарник за рулём создаёт нужное давление в системе, выжимая педаль тормоза (нужно 5 – 9 нажатий), затем удерживает педаль в нижнем положении до окончания работы по прокачке.
- Тот, кто под машиной, на штуцер правого заднего цилиндра надевает шланг и полностью отпускает штуцер, чтобы потекла жидкость. Конец шланга надо предварительно опустить в посуду для слива. По пузырькам в жидкости можно судить о состоянии системы и заметить, когда воздух весь выведен.
- После полной очистки штуцер затягивают, а педаль отпускается, можно переходить к следующему колесу, схема та же, колесо переднее левое.
- Уровень тормозной жидкости в бачке, по ходу прокачки будет снижаться, его понадобится восстанавливать до максимальной отметки.
- Выполнив прокачку по полному (или одному, по необходимости) контуру, штуцера надо окончательно затянуть и надеть защитные колпачки.
Если работать приходится самостоятельно, схема и последовательность действий почти та же. Педаль можно выжимать самостоятельно, а можно использовать аэратор (цена до 150 рублей).
В этом случае:
- Переходник аэратора соединяется с насосом, можно с накачанным колесом;
- С поднятой домкратом машины снимается нужное колесо;
- Вместо собственной крышки, на бачок навинчивается крышка аэратора;
- После ослабления штуцера, выполняется прокачка по общей схеме.
Колёсный золотник при такой прокачке используют вместо компрессора, а в крайнем случае, тормоз выжимают и придавливают камнем, до конца прокачки.
По завершении работ выполняется проверка, прежде всего хода педали тормоза, он не должен быть излишне мягким, а педаль – проваливаться. Проверке и регуляции подлежит также стояночный (ручной) тормоз, раз за 15 000 км.
Как прокачать тормозную систему одному
Если в данный момент вы не можете позволить себе помощника и вы работаете один, то без проблем можно прокачать тормозную систему ваз 2109 одному, как это сделать смотрите на картинке ниже, а также смотрите видео.
- https://bibiauto.club/remont/ustranenie/prokachat-tormoza-vaz-2107.html
- https://ak1310.ru/pokraska/prokachka-tormozov-vaz-sposoby-prokachki-vsyo-o-remonte-lada.html
- https://GrandFart.ru/transmissiya/poryadok-prokachki-tormozov-vaz.html
- https://www.vazzz.ru/kak-pravilno-prokachat-tormoza-na-vaz/
- https://ladamaster.com/prokachka-tormozov-vaz-2106
- https://luxvaz.ru/vaz-2110/62-prokachka-tormozov.html
- https://bimmer-vrn.ru/novosti-avto/kak-prokachat-tormoza-na-vaz-2107.html
- https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/tormoza/kak-prokachat-tormoza-na-vaz-2106.html
- https://cooptech.ru/obsluzhivanie-avto/kak-prokachivat-tormoza-na-vaz-2107.html
- https://provaz2109.ru/tormoznaya-sistema/kak-prokachat-tormoza-na-vaz-2109-svoimi-rukami.html