Электропривод крышки багажника — установка своими руками

Вопросы разобранные в статье

Принцип работы механизма открытия и закрытия багажника

Как работает электроподъемник задней двери? Электропривод замка багажника должен открываться при нажатии на соответствующую кнопку путем раскручивания, таким образом увеличивая тяговое усилие и передавая его на шток. Когда на узел подается напряжение, реле системы автоматически отталкивает шток, что способствует открытию двери. Необходимо учитывать, что электропривод двери багажника не может долгое время работать под нагрузкой, поскольку он может сломаться из-за перегрева.

Обозначение элементов конструкции

Оборудование отечественного автомобиля электроприводом багажника

Если устанавливать электропривод открывания и закрывания багажника на отечественный автомобиль (к примеру, ВАЗ), одних лишь базовых элементов механизма, которые и так далеко недешевые, будет недостаточно. Понадобится еще установка доводчика багажника. Поэтому такой способ доработки является нерациональным.

Для отечественных машин подойдет более дешевое и простое решение, такое как использование привода электростеклоподъемников.

Чтобы воплотить в жизнь эту идею, надо купить два механизма ЭСП (к примеру, рассмотрим продукцию компании «Forward» стоимостью около трех тысяч рублей), кнопку управления крышкой багажника (тип 21100-3710620, стоимость – 50 рублей) и модуль закрытия автостекол (марка DenUp-RWC702m, цена – 500 рублей).

В нашем примере стеклоподъемники установлены в багажном отсеке Лады Приора с использованием простого подключения. Задний край рельсы ЭСП резьбовым соединением связан с поперечиной сзади сидения, на которую опирается полка. Передний конец кронштейна стеклоподъемника с приваренной гайкой прикручивается к балке крепления заднего стекла. Для этого в балке прорезается паз, в который бы прошла гайка М6.

В итоге собранная конструкция без проблем срабатывает при нажатии на специально выведенную в салон или на пульт ДУ кнопку.

Схема подключения

Использование одного электростеклоподъемника неэффективно, так как он с трудом справляется со своей задачей, да и закрывается крышка багажника с перекосом.

Этих неприятностей лишен механизм из двух ЭСП. В некоторых случаях потребуется регулировки положения замка.

Электропривод, что входит в комплект

Как правило, в комплект электропривода входят:

  1. Провода.
  2. Электрический мотор.
  3. Реле.
  4. Клемма.
  5. Кнопка.
  6. Предохранитель.
  7. Инструкция по подключению и эксплуатации устройства.

Помимо этого, к устройству должен прилагаться гарантийный талон, при помощи которого автовладелец сможет обезопасить себя от ненужных проблем в случае приобретения низкокачественного товара с ограничительным сроком эксплуатации.

Преимущества электрического привода

Нельзя сказать, что это устройство является новинкой, так как подобные конструкции много лет применяются в промышленности. Правда, габариты там побольше, и управление несколько отличается. Главное преимущество привода заключается в том, что он монтируется вместе с основным стационарным замком. Поэтому исключается возможность взлома злоумышленниками.

Установка электропривода багажника

Открывание реализуется довольно просто – при помощи привода центрального замка и кнопки. Привод открывает замок багажника, и за счет пружин он уходит в верхнее положение. А вот функцию закрывания реализовать немного сложнее – нужно ставить электродвигатель или пневматическую систему, концевые выключатели, штанги для привода крышки багажника.

Особенности устройства

Чтобы багажник открывался дистанционно, автопроизводители применяют два основных метода. Первый заключается в установке электропривода в крышку, а второй предусматривает применение пневмоприводов. Последний вариант считается более надежным, но при этом более дорогостоящим.

Управление крышкой с помощью электропривода также реализуется различными способами. Тут могут задействовать кнопки на приборной панели, кнопки на дверях, ручки на самом багажнике и пульты дистанционного управления. Каждый вариант в принципе выглядит привлекательно и потенциально удобно. Потому автомобилисту требуется самостоятельно решить, какой именно результат он хочет получить. Важно понимать, что пульт дистанционного управления удобен, но его можно легко потерять. Плюс установка предусматривает очень сложный комплекс работ. Из-за этого самым оптимальным считается вывод кнопки внутри салона автомобиля.

Устройство электропривода включает в себя несколько основных компонентов. Привод с электромоторчиком довольно практичный, надежный, долговечный и выносливый в условиях активной эксплуатации. Реже можно встретить приводы, где задействованы магнитные пластины. Конструкция сложнее, может создать ряд дополнительных проблем. Лучше их не использовать.
электропривод на багажник
Неоспоримый плюс устройства в том, что его вполне реально установить самостоятельно, причем практически на любую машину. Если почитать разные форумы, изучить работу различных мастеров, которых одна только Москва включает несколько сотен, как и вся Украина, то можно увидеть наглядные примеры реализации электропривода на широком списке моделей и марок авто.

Для наглядности приведу несколько примеров, где такая система есть с завода или может быть установлена своими силами:

  • Audi Q5;
  • Kia Optima;
  • Mercedes W211;
  • Фольксваген Туарег;
  • Шевроле Нива;
  • ВАЗ 2170 (Приора седан);
  • Лада Веста СВ;
  • Форд Куга 2 поколения;
  • ВАЗ 2114;
  • ВАЗ 2115;
  • ВАЗ 2104;
  • Лада Гранта;
  • Шкода Суперб и пр.

Вариантов действительно много. Перечислить все практически невозможно. То есть вы понимаете, что установить электропривод крышки багажного отсека можно на любой автомобиль.
электропривод крышки багажника авто

Теоретические факты

Для автоматического открытия багажника «изобретать велосипед» не понадобится. Достаточно будет поставить обычные пружины, как это распространено среди автовладельцев Лада Гранта. Для закрытия багажного отсека с помощью кнопки уже потребуется механизм, приводимый в действие от электродвигателя. Иномарки, как правило, оснащаются двумя электроприводами, блоком управления и кнопкой в салоне.

Более надежным считается пневматический привод, а электрический относится к бюджетным вариантам.

Для примера разберем принцип работы механизма закрытия багажника автомобилей Volkswagen. В комплект задней двери, оснащенной электроприводом, входит два двигателя, размещенных в блоках управления крышкой багажника, и петля замка с доводчиком.

Открытие багажного отсека может производиться несколькими путями:

  • путем нажатия кнопки на пульте дистанционного управления;
  • нажатием такой же кнопки, встроенной в водительскую дверь;
  • механическим способом при помощи наружной ручки.

Закрыть багажник можно вручную или воспользоваться кнопкой на дверной панели.

Электродвигатели механизма открытия/закрытия багажника оснащаются ограничителем усилия, благодаря чему они останавливаются при наличии препятствия на пути движения крышки. В результате процесс открытия прерывается. Аналогичным образом ограничитель работает и при закрытии крышки, прерывая движение механизма и смещая его положение немного назад.

Для ручного открытия или закрытия багажного отделения к крышке нужно приложить немного большее усилие, чем обычно, в результате происходит отключение электропривода.

Если в электрических цепях привода багажника возникла поломка, двигатели не отключаются, то есть остаются механически связанными с крышкой. Поэтому для открытия или закрытия двери в таком случае потребуется прилагать большое усилие.

Роскошь или необходимость?

Автоматическое открытие багажника автомобиля – функция, к которой большинство автолюбителей, пересевших на новые авто, только начинают привыкать. При нажатии на кнопку в салоне автомобиля срабатывает электропривод, который приводит в действие замок, в результате чего крышка багажника открывается.

Казалось бы, мелочь, но в холодное время года электропривод существенно упрощает жизнь владельцам авто. В моделях с обычным механическим замком многие часто сталкивались с проблемой, когда после мойки автомобиля замок замерзает, и его невозможно открыть. Кто-то поливает замок кипятком, кто-то просто греет ключ, одним словом, каждый изобретает, что может. C электроприводом этого не случится.

Электропривод совместим со стандартным замком, и вы можете пользоваться одновременно двумя способами при открытии крышки багажника, повышая взломостойкость. Устройство установлено, в основном, на автомобилях импортного производства. В сборке отечественных автомобилей электропривод в багажнике появился совсем недавно. Владельцы автомобилей, которые лишены этого удобства, могут с легкостью установить такой механизм.

Выбор комплекта

Установка будет невозможной, если в вашем распоряжении не окажется комплект необходимого для монтажа оборудования. Купить его не сложно, но нужно подумать, какой конкретно вариант вам больше подойдет.

Всего рассматривается 2 решения сложившейся ситуации. А именно.

  • Заводской набор. Приобретается у проверенных и хорошо себя зарекомендовавших производителей. В комплекте есть практически все необходимое, потому собирать разные элементы не придется. Но цена закономерно выше;
  • Любительский комплект. Здесь речь идет о самостоятельной подготовке всех необходимых комплектующих. Перед автомобилистом стоит вопрос о том, где именно их взять и как подобрать набор так, чтобы все подходило. Без соответствующего опыта и определенных знаний сделать это сложно. Зато можно неплохо сэкономить в финансовом плане.

Не знаю, что именно вы выберите, но хочу дать один совет. Покупайте электропривод, оснащенный инерционным механизмом. Это позволит отключать привод, когда на пути движения крышки багажного отсека появится какое-то препятствие. Грубо говоря, привод не прищемит вам руку или голову, когда вы будете ковыряться в багажнике.
установка электропривода

модуль электростеклоподъемника 2 штуки;

  • 2 механизма для подъема стекла;
  • провода;
  • диоды;
  • электромагнитное реле;
  • пятиконтактные реле;
  • четырехконтактные реле;
  • колодка подключения релюшек;
  • пружины для замка крышки;
  • электроинструменты;
  • проводка;
  • гайки, болты;
  • болгарка и пр.

Как видите, набор достаточно внушительный. Потому подумайте, стоит ли пытаться собрать комплект своими силами. Порой куда проще и даже экономически выгоднее приобрести готовый заводской набор с гарантией и всеми сопутствующими преимуществами. Цена не всегда играет ключевую роль.
монтаж электропривода багажника

Критерии выбора электрозамка

Покупая электропривод крышки багажника, необходимо серьезно подойти к выбору. Наш рынок предлагает покупателям множество различных устройств в разных ценовых категориях, однако дешевые варианты лучше сразу исключить. Такой узел не сможет проработать долго, ведь низкая цена, как правило, обусловлена таким же качеством производства устройства. Поэтому китайские варианты сразу же исключайте — в данном случае лучше отдать предпочтение российским или импортным девайсам.

Покупая устройство, сразу же учтите то, как будет происходить управление им. К примеру, если он будет открываться при помощи кнопки, то можно приобрести обычный девайс, который без проблем можно будет установить своими руками. Но если вы хотите, чтобы устройство работало от брелока сигнализации, то рекомендуется взять более сложный электрический девайс, а процедура подключения должна быть произведена квалифицированным электриком.

На сегодняшний день в продаже можно встретить несколько моделей устройств, по типу они бывают:

  1. Стандартные. Такие системы оснащаются боковыми фиксаторами и стоят они дешевле.
  2. Усиленные. Их стоимость более высокая, но их качество выше. Кроме того, такие устройства будут более надежными в плане эксплуатации.

Специалисты рекомендуют отдать предпочтение девайсам с инерционным механизмом. Благодаря этому на электромотор будет возлагаться более низкая нагрузка, поскольку когда шток упрется в препятствие, он просто отключится (автор видео — Sergei).

Особенности выбора – о чем нужно знать водителю?

При покупке замка стоит учитывать, как именно он будет управляться. Если он будет служить только для открывания с помощью кнопки из салона, тогда подойдет стандартный – его установку достаточно просто сделать самому. Для того, чтобы электрический замок срабатывал с пульта сигнализации, нужен более сложный электрический механизм, доверить подключение которого стоит только опытному электрику.

На отечественном рынке продается несколько моделей электрических замков. По своему типу они бывают стандартные с боковыми креплениями и усиленные (немного дороже) – они выполнены более качественно, и надежнее в использовании. При покупке электропривода крышки лучше всего выбрать комплект с инерционным механизмом. Такой механизм не позволяет двигателю испытывать постоянную нагрузку – если его шток во что-то упирается, он отключается.

Принцип работы инерционного механизма заключается в том, что такой механизм при нажатии на кнопку сначала раскручивается, увеличивая свое тяговое усилие, и передает его дальше на толкающий шток. Привод с обычным типом двигателя в это время продолжает работать дальше, находясь под нагрузкой – от перегрева он может быстро выйти из строя.

Установка электропривода – запоминаем и воспроизводим!

Для установки электропривода багажника вам также понадобятся крепления для предохранителя, клеммы, электрические провода с сечением 1 мм, изолента и набор инструментов. Приготовьте все эти материалы заранее, чтобы в процессе установки не отвлекаться. Для начала снимите пластиковую накладку багажника, делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить её. Крепится она на нескольких болтах и пластиковых защелках. Далее снимите ваш замок, в нем нужно подогнуть один зуб, чтобы при открытии он срабатывал с одного щелчка.

Некоторые автомагазины при продаже электропривода рекомендуют также купить замок, который не нужно дорабатывать – такое предложение вполне обоснованно и сэкономит вам массу времени. После проведения манипуляций с замком приступите к прокладке проводки. Перед выполнением работ с проводкой необходимо снять клеммы с аккумулятора автомобиля. Возьмите питание от прикуривателя автомобиля, так как этот элемент электроники меньше всего задействован и не потребляет много нагрузки.

Для этого разберите центральную шахту. На промежутке от прикуривателя до кнопки электропривода установите защитный предохранитель. Делать это нужно в удобном месте – в случае выхода из строя его будет просто заменить. Кнопку открытия багажника можете установить там, где вам больше нравится. Далее по схеме, которая идет в комплекте с электроприводом, при помощи электрических колодок сделайте обвязку питания. Прокладку и монтаж проводки для электрического замка лучше всего делать по порогам автомобиля. Длина кабеля, который вам понадобится, составляет 3,5 метра, лишнее отрежете.

После этого можно приступить к завершающему этапу по монтированию механизма электропривода крышки багажника. Существует несколько способов установки привода, нам лучше всего подойдет вариант, в котором не нужно сверлить дополнительные дырки в креплении багажника. Если в вашем случае нужно сделать несколько дырок, тогда выберите более удобное место. Возьмите монтажную планку и прикрутите её в хорошо доступном месте и поместите на неё привод. Монтаж планки с приводом нужно делать, учитывая длину штока механизма.

Лучше всего делать установку параллельно основной тяге замка. Далее откусите лишний кусок штока, предварительно поставив его в начальное положение на электроприводе.

После этого приступайте к подключению проводов к электроприводу. Особенно важно на данном этапе соблюдать полярность электропитания. Для этого соедините провода, согласно инструкции по схеме. При неправильном подключении двигатель механизма будет работать в обратном направлении, и ваш замок не будет открываться. Перед замком электропривода также установите предохранитель, это обезопасит вас от  поломки механизма. Все электрические соединения проводки тщательно перемотайте изоляционной лентой или же используйте специальную термоусадку.

После этого наденьте клеммы на аккумулятор и проверьте работоспособность вашего механизма в целом. Бывают случаи, когда нужно более точно выставить механизм электропривода, для этого отрегулируйте его шток. Если все нормально, и крышка вашего багажника открывается и закрывается, то сделайте монтаж проводки до конца. При обратном монтаже пластмассовой крышки багажника, если есть возможность, наклейте на нее обесшумку, это избавит вас от шума, возникающего при работе электропривода багажника.

Как будем устанавливать

Самостоятельная установка по силам большинству автолюбителей, сложного в этом ничего нет. Всё действо состоит из трёх пунктов, которые подробно расписаны в гайде электроприводу.

  • Собрать все приспособления и материалы;
  • Собственно, установка привода на дверь;
  • Установка и крепление кнопки (если управление будет из салона).

Сама установка привода довольно проста, с электрикой и проводами придётся повозиться, и лучше пригласить человека, который знает только в проводах. Понятно, что начала обесточиваем систему, то есть долой клеммы с аккумулятора. По схеме на гайде подсоединяем электропривод. Если что-то непонятно, информацию можно почерпнуть в сети или у знакомого электрика.

Установка электропривода багажника
Монтаж предполагает всё же сделать на дверце пару небольших отверстий, чтобы установить соединение со штатным замком багажника. Проследите, чтобы замок закрывался ровно и свободно. И не экономьте времени и сил на аккуратную проводку. Если протянуть на и так сойдёт, то в дальнейшем мы можем получить замыкания и прочие проблемы. Протягивать следует по штатным магистралям и местам. Стыки лучше пропаивать и изолировать.

После установки и подключения, восстанавливаем электроснабжение сети, проверяем работу привода. И обращаем внимание на силовые пружины, чтобы не получилось так, что крышка багажника слишком тяжела, и приводу не хватает тяги.

Как установить электрозамок на багажную дверь

Перед установкой следует подготовить набор необходимых инструментов и дополнительных материалов. Итак, нам понадобятся:

  1. Соединительные провода.
  2. Клеммы.
  3. Изолента.
  4. Предохранительные крепления.
  5. Набор гаечных ключей.
  6. Несколько отверток (плоских и фигурных).
  7. Кусачки.
  8. Плоскогубцы.

Начинать самостоятельную установку электропривода крышки багажника необходимо с демонтажа расположенной на ее внутренней стороне пластиковой накладки, которая закрывает доступ к замку. Практически всегда при покупке этого устройства продавцы предлагают дополнительно приобрести уже доработанный под него замок. Не стоит игнорировать это предложение, поскольку его приобретение позволит избежать целого ряда банальных проблем при установке всего механизма и дополнительно сэкономит немало времени и нервов. Следующим этапом монтажа будет прокладка проводки к замку от электросети прикуривателя. Выбор именно прикуривателя обоснован в том случае, если этот элемент практически никогда не используется. К тому же, в случае необходимости устройство способено выдержать повышенные нагрузки. Для того чтобы запитать электрозамок, необходимо разобрать вход прикуривателя для установки предохранителя между ним и кнопкой запуска привода.

Напомним, что предохранитель должен быть установлен так, чтобы в случае его выхода из строя к нему можно было подобраться без проблем.

Кнопка привода может быть установлена в любом удобном месте. После этого переходим к прокладке проводов питания по порогам автомобиля. Для этого потребуется около 3,5 метров кабеля. Финальным этапом установки станет монтаж доработанного замка багажника с его последующим включением в сеть и настройкой. Выполняя подключение электропривода, важно не перепутать полярность, иначе якорь электромотора будет вращаться в противоположную сторону, в результате чего механизм не будет функционировать. Также целесообразной станет установка предохранителя в цепи непосредственно перед электродвигателем, дабы избежать его возможного выхода из строя.

Делаем открывания/закрывания багажника с помощью электропривода, на примере автомобиля KIA RIO, в роли приводов были использованы реечные электро-стеклоподъёмники форвард (не гремят), также подойдет аналог от Граната (дешевле, лучше приспособить). Подойдут модели для ваз классики и нивы.

Способы реализации электропривода

Всего существует два типа привода крышки багажника: пневматический и электрический. Первый кажется сложнее за счет того, что в нем имеется компрессор, ресивер, да и воздух постоянно находится под давлением. Стоимость таких конструкций довольно высокая, зато надежности им не занимать. За такими механизмами нужно следить как можно внимательнее, потому как высокое давление оказывает влияние на элементы устройства.

Кнопка открывания багажника

Открывание и закрывание багажника должно осуществляться сразу несколькими способами. Рекомендуется ставить кнопку на торпеде или водительской дверце. Параллельно этой кнопке можно установить реле, управляемое сигнализацией или дистанционным центральным замком. В продаже можно встретить различные устройства для реализации открывания и закрывания дверей. На автосигнализациях и дистанционных ЦЗ имеется несколько резервных каналов, которые и подключаются к кнопкам привода управлением открывания крышки багажника. Но об этом более подробно будет рассказано далее.

Видео «Работа системы в автомобиле Киа Оптима»

Описание работы и подключения системы в автомобиле Киа Оптима на видео ниже (автор ролика — Evgeny Sokolov).

Автолюбители знают, что большинство современных иномарок оснащено устройством автоматизированного открытия/закрытия багажника с помощью специальной кнопки. Механизм работает от электропривода, избавляя владельца от необходимости каждый раз хлопать крышкой. Можно ли дооснастить свой автомобиль подобным механизмом, рассмотрим ниже.

Для автоматического открытия багажника «изобретать велосипед» не понадобится. Достаточно будет поставить обычные пружины, как это распространено среди автовладельцев Лада Гранта. Для закрытия багажного отсека с помощью кнопки уже потребуется механизм, приводимый в действие от электродвигателя. Иномарки, как правило, оснащаются двумя электроприводами, блоком управления и кнопкой в салоне.

Более надежным считается пневматический привод, а электрический относится к бюджетным вариантам.

Для примера разберем принцип работы механизма закрытия багажника автомобилей Volkswagen.

В комплект задней двери, оснащенной электроприводом, входит два двигателя, размещенных в блоках управления крышкой багажника, и петля замка с доводчиком.

Основные детали для сборки Схема двери багажного отсека Установка электродвигателя Детали крышки багажника

Открытие багажного отсека может производиться несколькими путями:

  • путем нажатия кнопки на пульте дистанционного управления;
  • нажатием такой же кнопки, встроенной в водительскую дверь;
  • механическим способом при помощи наружной ручки.

Закрыть багажник можно вручную или воспользоваться кнопкой на дверной панели.

Электродвигатели механизма открытия/закрытия багажника оснащаются ограничителем усилия, благодаря чему они останавливаются при наличии препятствия на пути движения крышки. В результате процесс открытия прерывается. Аналогичным образом ограничитель работает и при закрытии крышки, прерывая движение механизма и смещая его положение немного назад.

Для ручного открытия или закрытия багажного отделения к крышке нужно приложить немного большее усилие, чем обычно, в результате происходит отключение электропривода.

Если в электрических цепях привода багажника возникла поломка, двигатели не отключаются, то есть остаются механически связанными с крышкой. Поэтому для открытия или закрытия двери в таком случае потребуется прилагать большое усилие.

Монтаж

Не могу сказать, что установка электропривода является чем-то невероятно сложным. В действительности реализовать подобный механизм может каждый, кто умеет работать со слесарными инструментами, паяльником, а также видит разницу между транзисторами и диодами.

Примерно процесс монтажа выглядит следующим образом:

  • Требуется доработать купленный механизм, снять моторчик и развернуть так, чтобы он мог функционировать вдоль рейки. Болгаркой удаляют все лишнее;
  • Используя перфорированную металлическую заготовку, из нее делают крепежную планку;
  • На планке фиксируют рейку и моторчики привода. Такую конструкцию крепят на кузовных панелях;
  • Один конец механизма от стеклоподъемника, который не задействовали, монтируют на держатель крышки багажника;
  • Далее все вместе регулируется и доводится до нужного положения;
  • Заранее продумайте, как будете прокладывать жгут с проводами, чтобы проводка не перетерлась и не повредилась;
  • Схему подключения выбирают исходя из выбранного набора. В готовых комплектах есть специальная схема, то есть действовать нужно строго по ней;
  • Подключение к источнику питания осуществляется отдельным кабелем, который подводят к АКБ;
  • Для цепи питания используют отдельный предохранитель;
  • В салоне монтируется кнопка в удобном для водителя месте.

В плане простоты монтажа намного удобнее работать именно с готовыми заводскими комплектами. Изготовитель прилагает подробную инструкцию, следуя которой можно буквально за пару часов все сделать и наслаждаться результатом.
схема подключения элеткропривода
Стоят ли финансовые и временные затраты того, каждый решает сам. Ведь раньше мы как-то обходились без электропривода на багажнике. Можно и продолжать жить без него. А если хочется, то никто не запрещает и не мешает вам установить комплект.

Подготовка к монтажу

Приобретаем комплект замка. Производителей автозапчастей на рынке сейчас очень много, а различий между комплектами особенных нет. Важно чтобы на устройство имелся гарантийный талон и инструкция по эксплуатации и подключению. Также в коробке вы обнаружите:

  • Активатор;
  • Клемму;
  • Провода;
  • Реле.

Дополнительно вам нужно запастись набором стандартных инструментов: плоскогубцы, шуруповерт, отвертки, мультиметр, дрель с твердосплавным сверлом. Помимо стандартных приспособлений сразу же докупите дополнительных проводов, вполне возможно, что длины тех, которые вы обнаружите в коробке, вам не хватит. Также пригодится черная термостойкая изолирующая лента, гофрированные трубки, клипсы для крепления обшивки, так как очень часто обшивка элементов автомобиля крепится на одноразовые.

Важно! Обязательно проверьте наличие и правильность заполнения гарантийного талона на купленное устройство. Вне зависимости от того кто выполнил установку, вы или сервис, в течение года вы имеете право на бесплатный ремонт.

Монтаж штатного электропривода на Ладу

Лады «десятого» семейства последних годов выпуска комплектуются электроприводом открытия/закрытия багажника непосредственно на заводе. В более ранних сериях автомобилей такое оборудование отсутствует, поэтому владельцам придется устанавливать электропривод багажника своими руками.

Наш пример предусматривает работу электропривода багажника через отдельную кнопку в салоне. У некоторых систем сигнализации есть дополнительная возможность – открывать багажное отделение, поэтому именно к этой системе мы и подсоединим электропривод. Для установки понадобится сам механизм и монтажная пластина.

Если в наличии есть электрический привод в универсальной комплектации, то крепежные кронштейны необходимо будет сделать самостоятельно.

Помимо этого, понадобится четыре метра электропровода и кнопка-выключатель.

Перед установкой электропривода обязательно нужно отключить минусовую клемму аккумулятора. Затем крепим привод замка и снимаем защитный кожух, удалив перед этим фиксаторы крепления. Пассатижами выпрямляем задний конец электрического привода, откручиваем винт крепления тяги, но не полностью. Тяга привода замка разобрана. Теперь отсек не открывается с наружной стороны, так как механизм отпирания замка рассоединен с замочным цилиндром.

Далее на усилителе крышки багажника следует наметить места сверления крепежных отверстий для электропривода, приложенного к замку. По меткам электродрелью сверлим отверстия диаметром 3 мм. Затем необходимо согнуть тягу и из 4-миллиметровой стальной проволоки изготовить П-образную скобу такой ширины, чтобы ее края без усилия входили в места выхода приливов оболочки привода.

На каждом конце скобы следует предварительно нарезать резьбу М4. Наконец, фиксируем электропривод, используя подготовленную скобу, и подсоединяем к ней замок тяги.

По зеленому проводу на электрическом приводе ток поступает к кнопке вследствие втягивания штока. Этот провод прокладывается рядом с родным жгутом кабелей. К синему проводу, являющемуся минусовым, подключаем массу. Запитаться можно от любого оголенного участка кузова автомобиля. Салонная кнопка устанавливается на приборной панели в левом углу монтажного блока.

К ней от колодки Ш1 (вывод 2) будет подключено рабочее напряжение. После сборки можно проверить работоспособность системы, нажимая салонную кнопку. Все должно работать четко.

Особенности электро подъемника AAALine SMARTLIFT:

  • Интеллектуальная технология защиты от защемления;
  • Программирование высоты крайнего положения задней двери;
  • Звуковое и световое предупреждение.

Особенности системы:

  • Разработан персонально для каждой указанной модели.
  • Способ подключения к электрике а/м способом Pin-TO-Pin исключает ошибку при установке.
  • Адаптирован для управления со штатного брелока дистанционного управления (при наличии технической возможности).

Система включает:

  • Блок управления
  • Электропривод (2 шт.)
  • Устройство плавного закрывания замка (опция)
  • CAN-модуль
  • Звуковой излучатель
  • Комплект кабелей подключения
  • Кнопка управления (2 шт.)
  • Набор кронштейнов для электроприводов
  • Фреза
  • Набор пластиковых стяжек
  • Руководство пользователя и инструкция по установке

Система TIDA-01424

Структурная схема опорного проекта TIDA-01424 показана на рисунке . Основными элементами платы являются две микросхемы ультразвуковых дальномеров PGA460-Q1, выполняющие всю основную работу, связанную с аналоговыми сигналами.

Рис. 3. Структурная схема TIDA-01424

Результаты измерений, фактически представляющие собой расстояния до каждого обнаруженного датчиком объекта, сравниваются с предустановленными пользователем оптимизированными пороговыми уровнями и используются для принятия последующих решений. Гибкость системы обусловлена возможность получения цифровых данных непосредственно из дальномеров PGA460-Q1 по последовательному интерфейсу USART и использованию их в качестве входных данных для алгоритма распознавания жестов.

Основные компоненты аналоговой части системы, включая две микросхемы дальномеров PGA460-Q1 с согласующими ультразвуковыми трансформаторами и прочей необходимой обвязкой, 3,3-вольтовый LDO-стабилизатор TPS7B6933-Q1 и монитор TPS3700-Q1 с силовым интеллектуальным коммутатором питания TPS1HA100-Q1 смонтированы на компактной двухсторонней плате формата BoosterPack. Особенностью данного форм-фактора является наличие 20-контактного разъема, на который выведены сигналы USART и несколько стандартных портов ввода-вывода (GPIO). Это разъем полностью совместим с микроконтроллерными платами LaunchPad, выпускаемыми Texas Instruments. Именно на такой плате, работающей под управлением микроконтроллера MSP430F5529, и реализованы алгоритмы обработки сигналов дальномеров, исходный код которых доступен для свободного скачивания на веб-сайте Texas Instruments.

Питание системы осуществляется от стандартной 12-вольтовой аккумуляторной батареи. При этом система имеет защиту от переполюсировки, пониженного и повышенного напряжений, и может без проблем выдержать перенапряжения до 40 В, возникающие, например, при неполадках в бортовой сети автомобиля.

В пассивном режиме при выключенных ультразвуковых излучателях ток потребления системы составляет менее 100 мкА, что позволяет подключать ее непосредственно к аккумуляторной батарее без риска значительного разряда последней.

Все компоненты системы рассчитаны на использование в автомобильных приложениях и имеют соответствующий температурный диапазон  -40…105°C.

В целом система состоит из двух плат (аналоговых сигналов и микроконтроллера), обозначенных на рисунке 3 синим цветом, и требует подключения всего трех внешних компонентов: двух ультразвуковых датчиков и источника питания. Основные технические характеристики системы приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные технические характеристики TIDA-01424

ПараметрЗначение
Количество ультразвуковых приемопередатчиков 2
Тип ультразвуковых излучателей Герметичные с трансформаторным управлением
Рабочий диапазон напряжения питания, В 6…18
Допустимый диапазон напряжения питания, В -20 (переполюсировка)…40 (резкий обрыв нагрузки аккумуляторной батареи)
Потребляемый ток в рабочем режиме, мА не более 40
Потребляемый ток в выключенном режиме, мкА не более 50
Дальность обнаружения объекта, мм 200…500
Длительность жеста, с 1…4
Частота выборки, выб./с 5…40
Печатная плата Двухсторонняя, форм-фактор BoosterPack

Основные компоненты платы TIDA-01424

Основными элементами системы TIDA-01424 являются две специализированные микросхемы PGA460-Q1 (рисунок 4), являющиеся полнофункциональными системами-на-кристалле, требующими минимального количества внешних компонентов. Благодаря высокой чувствительности дальномеры PGA460-Q1 способны обнаружить широкий спектр объектов на расстоянии до 11 метров, потребляя при этом минимум мощности.

Рис. 4. Структурная схема PGA460-Q1

В компактном корпусе TSSOP-16 микросхем PGA460-Q1 интегрирован драйвер внешнего ультразвукового излучателя, оптимизированный для работы с трансформатором, имеющим вывод от середины первичной обмотки. Приемная часть содержит малошумящий предварительный усилитель с программируемым коэффициентом усиления, аналогово-цифровой преобразователь и мощный сигнальный процессор, с помощью которых можно с высокой избирательностью и помехозащищенностью выделить отраженные эхо-сигналы.

В целом микросхема PGA460-Q1 является практическим законченным ультразвуковым дальномером, требующим лишь минимально необходимых внешних радиокомпонентов и внешнего микроконтроллера для настройки режимов работы и отображения результатов измерений.

Основной областью применения PGA460-Q1 являются приложения, требующие точного измерения расстояния как до неподвижных, так и до движущихся объектов или препятствий. Так, например, на основе PGA460-Q1 можно создать отдельные узлы ассистентов и полностью автоматизированные парковочные системы, работающие без вмешательства человека. Кроме этого, PGA460-Q1 может использоваться в охранных системах в качестве датчика открытия окон или дверей, в навигационных системах роботов и дронов, и даже в качестве измерителя уровня сыпучих материалов.

Все необходимые для работы параметры микросхемы можно легко настраивать через банк специализированных регистров и сохранять во внутренней энергонезависимой памяти. Управление микросхемой и получение результатов измерений может осуществляться одним из трех способов:

  • с помощью специализированного интерфейса на основе команд с ограниченным временем (Time-Command Interface – TCI);
  • с помощью полудуплексного однопроводного асинхронного интерфейса USART через вывод IO;
  • с помощью стандартного интерфейса USART с КМОП-уровнями логических сигналов через выводы RXD и TXD.

В случае, когда микросхема PGA460-Q1 не используется, она может быть переведена в режим сверхмалого потребления, вывести из которого ее можно, передав команду через USART.

Основные технические характеристики PGA460-Q1:

  • автомобильная квалификация AEC-Q100:
    • температурный диапазон – grade 2 (-40…105°C);
    • уровень защиты HBM ESD – level 2;
    • уровень защиты CDM ESD – level C4B.
  • мощный драйвер с двумя комплементарными MOSFET нижнего плеча в выходном каскаде и конфигурируемыми пределами выходного тока, поддерживающий непосредственный и трансформаторный методы возбуждения излучателя;
  • возможность работы как с одним, так и с двумя излучателями;
  • малошумящий приемник с изменяющимся во времени коэффициентом усиления в диапазоне 32…90 дБ, программируемым в 6 точках;
  • два предустановленных набора из 12 изменяющихся во времени порогов для обнаружения объектов;
  • таймеры для измерения времени и продолжительности импульсов отраженных эхо-сигналов;
  • встроенный датчик температуры;
  • 128 байт ОЗУ для записи эхо-сигналов, что достаточно для обнаружения объектов, расположенных на расстоянии до 11 м;
  • 42 байта EEPROM для хранения настроек, с помощью которых можно быстро инициализировать микросхему;
  • два однопроводных интерфейса, поддерживающих сигналы с высоким напряжением — на основе команд с ограниченным временем (TCI) и асинхронный USART;
  • USART с КМОП-уровнями сигналов;
  • наличие средств диагностики системы излучателя (частота, время затухания, напряжение возбуждения), источника питания и приемопередатчика.

Стабильность, надежность и точность измерений дальномеров PGA460-Q1 во многом определяются питающим напряжением. Особую опасность для системы представляет повышенное напряжение питания, поэтому на плате TIDA-01424 установлен монитор питания на основе прецизионного компаратора TPS3700-Q1, который при уровне напряжения питания выше 18 В с помощью интеллектуального ключа TPS1HA100-Q1 отключает питание PGA460-Q1. Кроме этого, питание PGA460-Q1 можно отключить с помощью микроконтроллера, установив уровень логического нуля на соответствующем порте GPIO, объединенном с выходом компаратора TPS3700-Q1 по схеме монтажного ИЛИ.

Стабильное напряжения питания +3,3 В, необходимое для работы цифровых узлов плат TIDA-01424 и микроконтроллера MSP430F5529, расположенного на отдельной плате LaunchPad, формируется с помощью микросхемы TPS7B6933-Q1 – LDO-стабилизатора с фиксированным выходным напряжением и собственным током потребления при легкой нагрузке, равным всего 15 мкА.

Приемопередающая часть платы TIDA-01424

Приемопередающая часть платы TIDA-01424 (рисунок 5) состоит из двух каналов, полностью идентичных, за исключением наличия в одном из них резистора-перемычки R12, позволяющего отключить микросхему U4 от интерфейса USART. Каждая микросхема PGA460-Q1 приемопередатчика(U2 и U4) работает со своими внешними по отношению к плате TIDA-01424 ультразвуковыми излучателями, подключающимися к разъемам J3 и J6.

Рис. 5. Схема двух каналов приемопередатчиков на основе PGA460-Q1

Для автомобильной техники рекомендуется использовать герметичные излучатели (Closed-Top Transducers), в которых пьезоэлектрическая мембрана надежно защищена от воздействия воздуха, влаги, пыли и других разрушающих воздействий. Именно излучатели такого типа смогут обеспечить требуемый уровень точности и надежности во всем диапазоне окружающих температур эксплуатации автомобиля.

Из-за наличия герметичного корпуса, поглощающего часть полезного сигнала, эти излучатели требуют большего напряжения возбуждения, поэтому для работы с ними обычно применяют согласующие трансформаторы. На плате TIDA-01424 эту функцию выполняют трансформаторы T1 и T2, первичные обмотки которых имеют вывод от средней точки и рассчитаны на включение по схеме Push-pull. Отношение чисел витков каждой первичной полуобмотки к числу витков вторичной равно 1:8,42. Это позволяет при номинальном напряжении питания, равном 12 В, обеспечить на контактах излучателя напряжение около 100 В.

Стоки двух интегрированных силовых MOSFET нижнего плеча с типовым сопротивлением открытого канала 4,8 Ом внутри микросхемы PGA460-Q1 подключены к выводам OUTA и OUTB. Поочередно открываясь, они соединяют первичные полуобмотки трансформаторов T1 и T2 через выводы GNDP с общим проводом, обеспечивая при этом максимальный импульсный ток до 500 мА.

Чтобы исключить возможные просадки напряжения и появление импульсных помех в цепях питания, предусмотрены RC-фильтры нижних частот, образованные резисторами R1 и R8 и конденсаторами C1 и C10. Такая схема включения обеспечивает малый уровень электромагнитной эмиссии, при этом запаса энергии в конденсаторах C1 и C10 емкостью 100 мкФ вполне достаточно для излучения нескольких десятков импульсов ультразвуковой частоты без ощутимой потери мощности.

Микросхемы PGA460-Q1 можно настроить под конкретный тип излучателя путем регулировки частоты возбуждения, максимального выходного тока и параметров фильтров приемника (ПФ и ФНЧ). При правильной настройке микросхемы после обработки реакции на импульс на основной микроконтроллер через USART можно передать расстояние до объекта, а также амплитуду и длительность отраженных импульсов.

Резисторы R2 и R9 и конденсаторы C2 и C11 предназначены для согласования выходного каскада драйвера. Вместе с настройками, хранящимися во внутренних регистрах PGA460-Q1, они обеспечивают необходимый режим работы выходного каскада и, соответственно, требуемые технические характеристики системы в целом. В общем случае параллельные колебательные контуры, образованные конденсаторами C2 и C11 и индуктивностями вторичных обмоток трансформаторов T1 и T2, должны быть настроены на рабочую частоту излучения. При этом с помощью демпфирующих резисторов R2 и R9 устанавливаются необходимые добротности контуров и, соответственно, времена затуханий сигналов излучателей.

Микросхемы PGA460-Q1 по умолчанию имеют предустановленный на заводе адрес, равный 0. Для того чтобы по общему интерфейсу USART к микросхемам U2 и U4 можно было обращаться раздельно, адрес как минимум одной из них следует изменить. Для этого необходимо временно удалить резистор-перемычку R12, тем самым отключив приемник микросхемы U4 от линии USART, и назначить оставшейся на шине микросхеме U2 новый 3-разрядный адрес, сохранив его во внутренней энергонезависимой памяти. После этого резистор-перемычка R12 может быть установлена обратно, а адрес микросхемы U4 при необходимости изменен. Эту процедуру следует выполнить 1 раз при инициализации платы, после чего микросхемы U2 и U4 могут быть адресованы на шине USART независимо друг от друга.

Аппаратная часть системы

Электронная часть приемопередатчиков со всеми необходимыми компонентами располагается на основной плате TIDA-01424. Ультразвуковые излучатели монтируются отдельно, как правило — на заднем бампере автомобиля, и подключаются к разъемам J3 и J6 с помощью гибких изолированных проводов. Такими же проводами плата TIDA-01424 подключается к аккумуляторной батарее.

В качестве излучателей в подобных приложениях обычно используются приборы в герметичном корпусе (рисунок 6), защищающем активный пьезокерамический элемент от попадания воды и грязи. Кроме этого, сам излучатель должен быть установлен внутри звукопоглощающего крепления, например, в резиновой гильзе, которая, с одной стороны, снижает уровень акустических шумов, наводимых через корпус автомобиля, а с другой – защищает конструктивные элементы автомобиля от воздействия излучаемого ультразвука. На сегодняшний день подобные датчики производятся многими изготовителями электронных компонентов. Так, например, в системе TIDA-01424 можно использовать излучатели, основные технические характеристики которых приведены в таблице 2. Следует отметить, что с этими излучателями система будет гарантированно работать, поскольку она проходила на них все этапы тестирования.

Рис. 6. Герметичные ультразвуковые пьезокерамические излучатели MURATA MA58MF14-7N в резиновой монтажной втулке (а) и PUI UTR-1440K-TT-R (б)

Герметичные ультразвуковые пьезокерамические излучатели MURATA MA58MF14-7N в резиновой монтажной втулке (а) и PUI UTR-1440K-TT-R (б)

Программную обработку результатов измерений выполняет плата микроконтроллера LaunchPad. По своим габаритным размерам и расположению разъемов платы TIDA-01424 и LaunchPad полностью совместимы, причем для платы LaunchPad TIDA-01424 является платой расширения. Два 10-контактных разъема J1 и J2, расположенные по краям TIDA-01424, устанавливаются в ответные части микроконтроллерных плат формата LaunchPad, например, MSP430G2553 LaunchPad, или в два 20-контактных разъема плат формата LaunchPad XL, например, MSP430F5529 LaunchPad. При этом образуется единый модуль (рисунок 7), который затем устанавливается на автомобиль.

Рис. 7. Система TIDA-01424 на основе платы MSP430F5529 LaunchPad и ультразвуковых излучателей MURATA

Таблица 2. Основные технические характеристики ультразвуковых излучателей

Наименование MURATA MA58MF14-7N PUI UTR-1440K-TT-R
Резонансная частота, кГц 58 40
Напряжение, В (пик-пик) 120 140
Ширина угла диаграммы направленности, ° 80×35 70±15
Емкость, пФ 1400 1800
Диапазон рабочих температур, °C -40…85 -40…80

Программное обеспечение

Обработка результатов измерений осуществляется программным обеспечением, работающим под управлением микроконтроллера на плате LaunchPad. Упрощенный алгоритм работы системы приведен на рисунке (рисунок 8).

Рис. 8. Упрощенный алгоритм программного обеспечения
После подачи питающего напряжения происходит инициализация системы. На этом этапе в первую очередь необходимо настроить порты GPIO и интерфейс USART микроконтроллера, без чего связь с микросхемами PGA460-Q1 будет невозможна. В качестве примера в таблице 3 приведена разводка сигналов для платы LaunchPad MSP430F5529. При использовании другой модели платы, для того чтобы правильно настроить порты микроконтроллера, следует вначале внимательно изучить ее принципиальную схему.

Таблица 3. Сигналы между платами TIDA-01424 и LaunchPad

СигналНомер контакта TIDA-01424 (TIDA)Номер контакта LaunchPad MSP430F5529 (MCU)Направление сигнала
USART (Rx) J1-3 P3.4 TIDA → MCU
USART (Tx) J1-4 P3.3 MCU → TIDA
KEY J1-5 P1.6 TIDA → MCU
HS_SW_ON J2-3 P2.6 MCU → TIDA
HS_SW_ST J2-2 P2.3 TIDA → MCU
HS_SW_DIAG J2-1 P8.1 MCU → TIDA

После инициализации система переходит в режим пониженного энергопотребления до тех пор, пока охранной системой автомобиля не будет обнаружен бесконтактный ключ, разрешающий работу системы. На плате TIDA-01424 наличие ключа эмулируется с помощью переключателя S1 и передается в микроконтроллер в виде логического сигнала KEY.

В режиме пониженного энергопотребления питание на микросхемы PGA460-Q1 не подается, поскольку устанавливаемый микроконтроллером сигнал HS_SW_ON имеет малый уровень, при котором ключ TPS1H100-Q1 выключен. В этом состоянии система может оставаться продолжительное время, при этом микроконтроллер также может большую часть находиться в спящем режиме, периодически, например, раз в секунду, просыпаясь, чтобы проверить уровень сигнала KEY.

После обнаружения бесконтактного ключа, о чем свидетельствует разрешающий уровень сигнала KEY, микроконтроллер формирует высокий уровень на линии HS_SW_ON, что приводит к подаче питания на микросхемы PGA460-Q1 и их последующей инициализации в соответствии с настройками, хранящимися в их энергонезависимой памяти. Если настройки необходимо изменить — это можно сделать в любой момент через USART.

После этого начинается активная фаза работы системы. Архитектура микросхем PGA460-Q1 позволяет определять до восьми объектов, чьи эхо-сигналы превышают заданные пороги. Анализ уровней сигналов производится микросхемами PGA460-Q1 на выходе цифрового сигнального процессора после всех предварительных обработок. Как только уровень сигнала превысит предустановленный порог – начнется отсчет времени длительности импульса и измерение его максимальной амплитуды. Результаты измерений времени обнаружения сигналов фиксируются в относительных единицах, соответствующих 1 мкс, причем нулем считается время окончания возбуждения излучателя. При использовании команды “LISTEN ONLY” началом объекта всегда считается начало записи.

Концом импульса считается момент времени, когда уровень сигнала становится меньше порогового. Длительность импульса также определяется в относительных единицах, равных 4 мкс. Если к концу записи уровень сигнала все еще превышает пороговое значение – считается, что импульс имеет бесконечную длину и микросхема возвращает 0xFF.

После того как результаты измерений микросхем PGA460-Q1 переданы в центральный микроконтроллер, начинается их обработка для обнаружения управляющего жеста. Критерии распознавания на этом этапе во многом зависят уже от особенностей размещения датчиков, размеров бампера и даже модели автомобиля. В общем случае можно выделить несколько общих моментов, на которые необходимо обращать внимание:

  • результаты измерений расстояния до земли, выполняемые в фоновом режиме;
  • учет отклонения движений в повторяющихся управляющих жестах;
  • характер изменения расстояний (уменьшение или увеличение) до объекта во время управляющего жеста;
  • амплитуда движения объекта во время управляющего жеста и в обычном режиме, например, при загрузке багажника;
  • продолжительность управляющего жеста;
  • учет возможного отклонения в размещении датчиков на бампере автомобиля.

После того как управляющий жест обнаружен, подается команда приводу, который, в зависимости от своего состояния, откроет или закроет дверь багажника.

Ультразвуковые измерения будут продолжаться до тех пор, пока охранная система автомобиля не перестанет фиксировать присутствие бесконтактного ключа, после чего сигнал KEY примет запрещающий уровень, подача питания на микросхемы PGA460-Q1 будет прекращена и система перейдет в режим пониженного энергопотребления.

Кроме этого, в программном обеспечении желательно предусмотреть обработку сигналов статуса (HS_SW_ST) и диагностики (HS_SW_DIAG) ультразвуковых приемопередающих трактов.

Советы профессионалов, как не допустить замыкания в электрической части

Что бы не допустить замыкания в электрической части, необходимо заранее вооружится мультиметром, который даст возможность проверить сетевое напряжение. Кроме того, следует правильно разместить проводку. Поэтому, в некоторых случаях, лучше доверить свое транспортное средство профессионалам.

Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Adblock
detector